Военная техника для сил ВДВ обычно всегда довольно специфична в силу того, что она должна быть легкой и мобильной. А уж тем более она была специфичной у французов, у которых вообще представление о боевых машинах в определенных периодах были, скажем так, несколько отличавшимися от представлений в других странах. И одним из этих ярких показателей "непохожести" на других была попытка создания для ВДВ одного интересного аппарата.
Итак, речь пойдет о мотороллере, но не просто о мотороллере, а о мотороллере, вооруженном 75-мм орудием. Да, это сложно представить, но сия "монстра" действительно была и реальна использовалась в 1950-х годах. По сути дела это чудо инженерной мысли представляло собой обычный итальянский мотороллер Vespa, переиначенный французами на свой лад под конкретные условия. Он получил название Vespa 150 TAP.
Данный мотороллер предполагалось сбрасывать с самолетов, после чего у бойцов-десантников появлялась бы целая артиллерийская батарея. Следует, однако, отметить, что сбрасывать приходилось не по одному, а сразу по два мотороллера, ибо первый вез на себе непосредственно пушку, а второй тащил боезапас к ней. Вот такая получалась "мото пара".
Что удивительно, французским инженерам действительно удалось добиться того, что пушка М20, бившая с мотороллера, не разваливала хлипкую конструкцию аппарата - то есть большая часть отдачи гасилась. Однако большой роли это все равно не играло, потому что вся затея имела массу минусов.
Итак, какие были минусы у Vespa 150 TAR? Самый главный заключался все в том же орудии - пушка М20 имела вес 52 килограмма и была слишком тяжелой и громоздкой для конструкции мотороллера. Для того, чтобы хоть как-то прицеливаться и более-менее точно стрелять, десантникам приходилось снимать пушку. Но создавалась-то она для стрельба непосредственно с транспортного средства. А это значит, что ее монтаж-демонтаж - дело не слишком простое и удобное, а уж в боевых условиях возиться с этим было вдвойне тяжело. Второй момент - хоть большая часть отдачи орудия гасилась, полностью от этого явления, разумеется, избавится было невозможно. И такие "встряски" после стрельбы непосредственно с мотороллера частенько выводили из строя какую-нибудь часть аппарата, не сразу, конечно, а после регулярного использования энное количество раз.
Что в итоге? В итоге Vespa 150 TAR выпускался в ограниченных количествах 4 года (1955-1959). Но в ВДВ французов данная машина по прямому назначению практически не применялась. А вот чем она была, так это аппаратом для связистов - с мотороллера снималась пушка и он использовался как самое простое средство передвижения. Повоевал данный "агрегат" в Алжире и в Индокитае.
Дорогие друзья, со всеми вопросами, предложениями, пожеланиями и т.д обращайтесь к нам на почту: mmmmaaaccs@mail.ru. Буду очень благодарен за лайки, дизлайки, комментарии и подписку.