Советская система образования была не лучше и не хуже остальных. Она была другая, чем остальные. Ее не стоит идеализировать. Она, как и все в СССР, была весьма авторитарной. Все строго в рамках идеологии тех времен. Ничего плохого нельзя сказать о точных науках (физика, математика, химия…), а вот в литературе, истории, отчасти даже в биологии идеологического добра хватало, не имеющего отношения к науке.
Однако при этом школа в те времена учила не просто читать, писать и считать. Она учила… учиться. И при этом вносила громадную лепту в воспитание. В этом её главное достоинство. И даже воспитание в духе той строгой идеологии приносило свои плоды. Ничего плохого в пионерии и комсомоле не было. Наоборот, это дисциплинировало. Ведь то, что прощалось рядовому школьнику, пионеру, а тем более комсомольцу – нет.
Правда, это было не всегда. Примерно с середины 80-х школы условно разделились на «слабые» и «сильные». Уровень обучения очень зависел от учительского состава. А в пионеры и комсомол уже принимали всех подряд, в том числе хулиганов и двоечников. С той лишь разницей, что в комсомол еще по желанию, а в пионеры даже не спрашивая.
Вообще советская система образования была оптимальной настолько, насколько это было возможно. И из школы выходили молодые люди, которые знали много, но по чуть-чуть. Но это не мешало учиться дальше, осваивать различные профессии.
И не у кого не было даже мыслей о своей, необычайно любимой, но, якобы, обиженной личности.
Да, ребенок – личность. Но пока еще развивающаяся. И личностью в полном смысле этого слова станет еще не скоро. А когда проявит себя сам.
Помню, в школе мы носились с перочинными ножичками. Но почему-то никому не приходило в голову пырнуть, например, учителя, потому что тот поставил «пару». Тем самым – ах ты ж епрст! – унизил достоинство. Надругался, можно сказать, над личностью…
В моем детстве, если ты посчитал себя униженным, то уходили за школу и там дрались. А иногда и не уходили. Да, в советских школах дрались, воровали, отбирали деньги у малышни. Но вот порезать кого-то… Или поднять руку на учителя…
А сейчас? Растет целое поколение без авторитетов. Без целенаправленных общественных идей. И без границ.
Они плотно опекаются «яжематерями». Они не знают жесткой отцовской руки. Да как можно! Ведь это «абьюзерство»! Это нарушение прав! И даже у ребенка есть личное пространство, поэтому без стука в его комнату не входить! Он – личность! Поэтому – сопельки вытирать, учителям его не трогать, в армию не пущать… Ну и так далее.
И сидит в своем личном пространстве эта самая рафинированная «личность», преисполненная своей «значимости» лишь по факту появления на свет. Черпает мысли из интернета…
Мы в свое время черпали мысли от родителей. От учителей. Они знали, какие мысли нужны еще только развивающейся личности. Черпали от старших товарищей из двора – вот он, прообраз нынешнего интернета. Черпали, конечно же, из книг.
«Если, путь пpоpубая отцовским мечом, Ты соленые слезы на ус намотал, Если в жаpком бою испытал, что почем,- Значит, нужные книги ты в детстве читал!». Так пел Высоцкий.
И мы читали нужные книги…