Найти тему
Энергия+

Что НПЗ будут выпускать вместо бензина, когда все пересядут на электрокары?

Мы уже писали о том, зачем нефтеперерабатывающие заводы инвестируют немалые средства в модернизацию и почему без этих инвестиций сегодня нельзя выиграть конкуренцию. Теперь поговорим о будущем - что будут делать НПЗ, когда декарбонизация наберет обороты.

Солнечные батареи на Омском НПЗ
Солнечные батареи на Омском НПЗ

Пандемия не только поставила нефтепереработчиков в сложные условия, заставив перекраивать продуктовые корзины. Она отчетливо продемонстрировала, что энергопереход неизбежен, и состоится он, вероятнее всего, раньше, чем предполагалось. Даже европейский энергетический кризис осени 2021-го, во многом вызванный технологическим несовершенством возобновляемой энергетики, не сделал тенденцию менее очевидной. Авторынки Китая и Европы стремительно переходят на электротягу. Достаточно сказать, что икона немецкого автомобилестроения – Volkswagen Golf, на протяжении нескольких десятилетий остававшийся самым продаваемым автомобилем Германии, в сентябре едва не уступил пальму первенства Tesla Model 3. «Тенденцию поддерживают цели по выбросу СО2 и снижение цен на аккумуляторы в последнее десятилетие. В некоторых странах Европы к 2030–2040 годам планируют полностью запретить двигатели внутреннего сгорания, - отметил главный экономист Argus Дэвид Файф. — Это плохие новости для бензина и дизеля на ближайшее десятилетие. Наши ожидания пика спроса на нефть ускоряются до 2030 года, который в первую очередь будет достигнут в атлантическом бассейне».

Эксперты, конечно, не ожидают резкого обвала после выхода на пик. Нефтехимия и ряд других отраслей по-прежнему будет нуждаться в углеводородном сырье, а сокращение спроса в странах Европы, Северной Америки, в Японии во многом компенсирует непрекращающееся потребление нефти развивающимися рынками Азиатско-Тихоокеанского региона, Южной Америки и Африки. Так что даже после прохождения пика по экспертным оценкам мировое потребление нефти будет составлять порядка 90 млн барр./сут, а это показатель 2015 года. «Нефтепродукты никуда не исчезнут в ближайшие 20–30 лет, - выразил уверенность господин Пфайф. Они по-прежнему будут с нами в серьезных объемах, даже если в странах ОЭСР спрос станет ниже».

Так что смерть нефтепереработке в ближайшие десятилетия не грозит, но меняться придется достаточно серьезно. «Мы видим достаточно серьезные вызовы с точки зрения мирового спроса на нефтепродукты, поэтому уже сегодня начинаем думать о диверсификации корзины выпускаемых продуктов, - говорят в блоке нефтепереработки "Газпром нефти". – Главное направление - уход в сторону нефтехимии, спрос на продукты которой, по всем прогнозам, будет выше, чем на моторное топливо. Порядок роста где-то 3% в год в то время, как топливную сферу ожидает стагнация».

По оценке специалистов «Газпром нефти», нефтехимическое производство достаточно легко интегрируется в технологическую схему современных нефтеперерабатывающих заводов. По этому пути уже идет большинство компаний, строящих сегодня новые заводы на развивающихся, в первую очередь, азиатских рынках: создаются не отдельные НПЗ, а мощные комплексы, в технологическую цепь которых изначально интегрировано нефтехимическое производство. Поэтому формула НПЗ будущего, выведенная в «Газпром нефти» достаточно универсальна. «Наше целевое видение НПЗ будущего – это выход светлых на уровне 80 %, глубина переработки в 95%, набор процессов, который позволяет гибко реагировать на рыночные изменения, оптимальная корзина, высокая надежность и низкий уровень воздействия на окружающую среду», - отмечают в компании.

Оригинал статьи и другие материалы об энергетике читайте на сайте журнала «Энергия+».