Найти в Дзене
Всё обо всем..

.1988 ГОД - ПОПЫТКА УЗНАТЬ О СУДЬБЕ УШЕДШИХ В 1783 И ДРУГИЕ ГОДЫ !.

Вопрос журналистов программы ,, Земля людей ,, канал ,, Россия Культура ,, : Что было за ногайское восстание при Екатерине 2 и почему в связи с ним недобрым словом поминают Суворова ? События октября 1783 года мною подробно описаны в статье : ,, Трагедия разыгралась в предрассветные часы ,, напечатанной в газете ,, Восход ,, Ставропольского края 15 ноября 1996 году поэтому повторяться не будем , скажем только , что остатки могущественных орд : етишкульцев , джембойлуковцев и етисанцев которые принимали непосредственное участие в сражении на Лабе и Кубани сегодня живут на востоке Ставропольского края в Нефтекумском и Степновском районах . Нам из поколения в поколение предки передавали , чтобы мы помнили о сородичах переселившихся в Османскую империю . Именно памятуя это в 1988 году во время обучения в аспирантуре на кафедре этнографии истфака МГУ , я попросил своего хорошого товарища , аспиранта Солтана Абдухаликова познакомить меня с Равилем Гайнутдином тогда ещё молодым имамом Московской соборной мечети . Во время встречи я надеялся на то , что имам Равиль Гайнутдин бывал , может учился в Турции в исламских учебных заведениях , и соответственно может встречал или слышал о ногайцах живущих в Турции . Полученные сведения я собирался включить в диссертацию . Наша встреча с имамом Равилем - хазретом в присутствии Солтана состоялась в конце февраля . Равилю - хазрету по всей видимости импонировало то , что к нему обратились аспиранты ведущего вуза Советского Союза , но в ходе встречи он ничем не мог меня порадовать так как не знал хорошо Турцию тем более её национальный состав . В конце встречи он пригласил нас на встречу с турецкой делегацией по линии советско - турецкой дружбы которая должна была посетить соборную мечеть в марте того же года . Солтан сказал , что не сможет принять участие во встрече . В назначенный день я больше часа прождал у входа в мечеть членов турецкой делегации в конце концов решил подняться в резиденцию имама в надежде на то , что они раньше пришли , и это оказалось действительно так . Когда я вошёл в кабинет имама , там помимо Равиля - хазрета сидели три семейной пары и переводчик . Имам меня представил и с его разрешения я стал задавать интересующие меня вопросы , члены турецкой делегации отвечали скованно и отделывались общими словами вообщем с ними у меня диалога не получилось , кстати они все были потомками горцев Кавказа и мне конечно сказали какой они национальности : мужья одной ,жены другой но я не буду говорить какой из - за того , что они не правильно себя повели из начально . Когда наступило время намаза все они кроме меня и переводчика отправились в молельный зал . Вот тогда советский переводчик рассказал мне всё в подробностях так с его слов на 1988 год в Турции нетурка было запрещено разговаривать на родном языке даже дома , было запрещено петь на родном языке , исполнять национальные танцы , всё должно было быть на турецком то есть политика ассимиляции прибывших в том числе горских народов Кавказа работала полным ходом , понятие национальность отсутствовала всех считали турками , может быть кроме курдов и ещё пару народов . По словам членов ногайских делегации Турции присутствовавших на научно - практических конференциях в Черкесске послабления когда разрешили говорить на родном языке и т . д . начались с 1989 года . Я для передачи ногайцам Турции принес с собой книги на ногайском языке , книгу : ,, Ногайцы ,, авторы : Керейтов Р . Х . к . и . н . и другие . Переводчик сказал , что на границе турецкие пограничники отбирают книги на родном языке , поэтому члены делегации даже не возьмут эти книги с собой , оставят в гостинице ,

или выбросят свой адрес посоветовал написать готическим шрифтом , что я и сделал попросив передать книгу ,, Ногайцы ,, и мой адрес для переписки ногайцу из Турции занимающемуся научной деятельностью . То , что даже адрес мой никому не передали видно из того , что никто мне так и не написал . Возникает вопрос если они не собирались передавать , зачем тогда брали тем более в стенах мечети , это надоже быть такими зашугаными , в советское время и в СССР был контроль , но до таких абсурдных крайностей не доходило никогда по крайней мере я стаким проявлениями никогда не сталкивался ! Арслан Уйсенбаев , кандидат исторических наук , этнолог !