Найти тему
Жили-были...

Полет в пропасть...

У нас в Охотском районе событие, для нашего района очень важное, я бы сказал, стратегически важное -- километров в 40 от Охотска, в пределах этого, в тайге, геологи открыли месторождение угля, бурого угля. Провели уже пробные испытания, горит хорошо, что самое главное, в домашних печках он горит просто превосходно, по мне так самое то, что надо. Не сравнить с каменным углем, в разы меньше золы, жар отличный, намного меньше забивается сама печка.

Короче, для дома топливо очень хорошее. Единственно , что плохо, на солнышке хранить долго не получится, он разлагается, то есть превращается в пыль. Если дома, то надо убирать в сарай или дровяник, самое плохое, может от солнышка и загореться. Но это уголь, свой, местный, не надо с материка завозить, дешевый.

Вот и решили отцы -- командиры начать топить им в наших многочисленных кочегарках в перемешку с черным углем, каменным. Короче, было принято решение от всех потребителей угля по сколько возможно единиц самосвальной техники, машин или тракторов, выставить в помощь геологам на вскрышу (снятие грунта до угольного слоя) этого карьера. Так что с завтрашнего дня я еду на вскрышу карьера.

Причем я пошел туда, так сказать, добровольцем, как на фронт. Нет- нет, я не в том смысле, что самый сознательный, в том смысле, наверное, что самый меркантильный. Дело в том, что я там уже бывал и не раз, уголька я оттуда домой уже привозил, народ тот уже знал, пошел туда из-за того, чтоб еще привести угля. Да и просто помочь ребятам, так сказать, по знакомству. Нравилось мне там, само место, где их база нравилось. Так что это лето мне придется мотаться на уголь, скорей всего до осени. Ну и ладно, не впервой, покатаемся.

Вот и выехал я на уголь, время только шесть часов утра а я уже поскакал. Летняя дорога туда идет через водораздел, чтоб туда попасть, надо перевалить через сопки, по дороге старой как не знаю что. Эту дорогу, пробитую в скальнике, делали еще тогда, когда техника была на грани фантастики, то есть тросовые бульдозеры С -- 80 и С -- 100. Как тогда могли без гидравлики сделать подобное, не знаю, но тем не менее сделали. Когда поднимешься на самый верх сопок, вид оттуда открывается классный во все стороны. Самое красивое, конечно, море лежит на юго-- западе,потом еще и сопки сами в обе стороны, красота, ну и в сторону нашей деревеньки тоже есть на что посмотреть.

А в сторону самого карьера посмотришь и дух захватывает, сопки, сопки, сопки идут как ступеньки великанской лестницы какой - то. Но самое крутое перед спуском в распадок, где их база находится. Подъезжаешь к краю и вот тебе как обрыва какой - то, крутой спуск вниз, я первый раз когда ехал, так оторопел даже, подъехав к этому спуску. И сам распадок, тут конечно есть на что посмотреть, постоять, очень красивый вид.

Ну вот я и приехал, заезжаю на территорию базы. Поставил своего коня с краешку, делать ему нечего на базе, как всегда заглушил, на ручник, вышел с кабины и пошел в столовую, вижу машут оттуда. Захожу, весь народ пищу принимает. Привет, ребята, приятного вам. О Серега!, привет, ты, как всегда, самый первый. А еще кто сегодня будет? Это Михалыч, Пращенок, директор ихний с вопросом. Михалыч, а меня что, тебе мало? Да ты, Серега, вовсе вне конкуренции, ты уже почти наш кадр. Просто говорили, что техника будет. Михалыч, честно слово, не знаю, мне сказали утром выехать, я приехал, с верха назад смотрел, не видно никого за мной.

Тут Володя , повар их, - Серый, кушать будешь? Не, Володя, чайку покрепче, я потом обедать буду. Ребята смеются. О, вот и первая машина прилетела, ну наверное, кто - то еще и приедет. Так, за веселым разговором, за трепом и подначками попили чаю, поели, вышли на улицу. Тут стали еще машины подкатывать, всего 6 машин и я на своем Т -- 150 с телегой. Да у них Кировец с телегой тоже есть, вон Коля, водила с него стоит, улыбается.

Вот Михалыч вышел немного вперед. - Ну что, мужики, тепло на улице, мож тут проведем собрание, вон на чурбачках устраивайтесь, че в столовую всем идти, щас там духота будет. Со смехом, с шутками расселись, давай, Мыхалыч, двигай речь. Все я описывать не буду, договорились по путевкам, когда заполнять будут и кто, по питанию. По местам пришли к тому, что я и водилы с самосвалов с Охотска каждый день будем вечером уезжать домой, просто потому что у них нет столько лишнего места, где всех разместить. Нашлось место только тем, кому до дома дальше, чем нам ехать. Но и то ладно, нам всех ближе, поездим домой.

Выдвигаемся на карьер, все дружной колонной тронулись смотреть место работы. А посмотреть - то было на что...Основной карьер, где открытый уголь, там еще нормально, чисто можно сказать, а дальше, где предстояло вскрышу делать, там, можно сказать, болото сплошное. Но тут уж ничего не попишешь, надо делать. И начались веселые будни. После первого дня работы, еще только с края начали, я на свой прицеп вечером без слез посмотреть не мог. Такое чувство, что я на нем в эту мачмалу нырял, грязь не просто на нем висела везде, где только можно, казалось что он с нее слеплен.

Отработали первый день, мужики смеются, у вас сейчас техника такая, как и должна быть, а то приехали чистенькие, аж сверкали чистотой. Ну ладно. поехали питаться и до дома. Покормили нас хорошо, что сейчас вечером, что в обед, повару много лестных слов сказали. Меня особо поразил хлеб, очень вкусный, мужики говорят, с Охотска если кто приезжает, то обязательно домой берут хлеба. Володя, повар, сам его печет. Ну все, поехали домой.

Ну вот и пролетел первый месяц на угле, уже много сделано, открыли большую территорию, скоро начнем возить его на склад, готовить на зиму. Сейчас бульдозера место под них готовят. Интересно, этот пласт оказывается лежит на воде, пласт угля и под ним вода. как ниже уровня опускаются, начинает вода выходить. Самое интересное, что когда он загорится, водой его тушить бесполезно, только перемешивать, от воды не тухнет.

Сегодня со мной Коля едет до поселка, ночевать у меня будет, наверное, что - то там ему понадобилось в нашем магазине. Как обычно доработали до конца дня, поели и вперед, до дома. Поднимаемся на перевал, Коля сидит вниз внимательно смотрит. Я засмеялся, ты что, Коля, боишься что ли, так смотришь в пропасть? А там, ребята, в натуре как обрыв, уклон, наверное, градусов 75, если не больше, вниз смотришь и чес слово, крыша едет. Николай засмеялся, показывает на верх и говорит, ты сейчас поднимешься, наверху тормозни, покурим.Как и было сказано остановился, выходим из кабины. Никола зовет меня к краю.

Дальше с его слов, коль он не приукрасил, то и я совру маненько. Да и прошу прощения, лет то с тех пор прошло, как бы не соврать, где - то 30 с лишним годков. Так что что - то и забыть мог, так дополню своими словами.

- Поехали мы, Серега, однажды в Охотск, с утра. Был у нас бортовой Краз, вот на нем и поперлись. Вроде и машина нормальная была, только старая еще с кабиной фанерной, но работал нормально. Водила тоже не первый год бублик крутил. До этого подъема доехали быстро, что тут от базы ехать - то, пяти минут нет. Начали подниматься, до половины поднялись, а дальше что - то застопорилось и все, вперед никак, смотрю наша машина назад подвигается. Водила вроде тормоз давит, ноль эмоций, смотрю он побледнел, давай все рычаги дергать, как кочережками в печке шурует, она только веселей назад покатилась.

Орет нам, нас два пассажира у него сидело, прыгайте. Сам тоже стриганул как воробей из гнезда. Ну один к его дверке полез, а я свою открыл, а там некуда прыгать, с моей стороны обрыв. И смотрю машина наша уже летит, не едет. Вот тут я, Серый,заорал, заверещал, пока лез до водительской дверки. Я не знаю, как я долез до нее, как и куда я прыгал, не знаю.Но помню только удар о камни, приложило меня на все 100, как я ничего не сломал я не знаю. Сел и вниз смотрю, а там уже не машина, а запчасти летят.

Короче, наше счастье что все целые оказались, ну, побило малеха о камни, но то ерунда, никто ничего не сломал. Как так обошлось, не знаю. С тех пор подъезжаю к этому месту и колотун начинается. Все никак, Серый, успокоиться не могу. Посидели мы с ним, покурили, помянули ту Кразюку, сели и поехали дальше. Как он сказал. ее даже никто не рискнул лезти доставать, по таким склонам вытащить на верх разбитую в хлам машину это просто нереально. Да и само по себе путешествие по такому крутому склону, даже пешком, смахивает на самоубийство. Но там действительно смотришь когда сверху в низ, голова кружиться начинает просто от уклона. Жуть короче берет.

Вот такие у нас иногда поездки случаются. Кстати, анонсируя свои рассказы, могу сказать, что буду писать рассказ, где буду описывать поездку за известняком, там описывается, как наш парнишка, Аркадий, почти так же чуть не улетел в пропасть, но там трактор уперся в единственную листвянку на краю обрыва. Просто не вытянул на подъем и двигатель заглох, трактор покатился назад. Вот так вот мы ездили иногда по нашим дорогам , по нашим сопкам.

Ну, а наш рассказ опять закончился, до скорой встречи, ребята, я думаю, она у нас скоро будет обязательно. Пока.