Найти тему
Сделка с КОТиком

Фильм «Цирк» Григория Александрова: уникальная история для советской действительности

Оглавление
После успеха комедии «Весёлые ребята» (1934) появление нового фильма от режиссёра Александрова было делом времени. Выбор Григория Васильевича пал на пьесу «Под куполом цирка», которую написали Илья Ильф, Евгений Петров и Валентин Катаев. Именно на основе этого произведения родился сценарий легендарного фильма «Цирк».
постер к фильму (все фото взяты из свободного доступа сети Интернет)
постер к фильму (все фото взяты из свободного доступа сети Интернет)

Сюжет

В советском фильме появляется очень необычная главная героиня: не рабочая завода, не доярка или врач, а самая настоящая зарубежная дива.

Любовь Орлова (все фото взяты из свободного доступа сети Интернет)
Любовь Орлова (все фото взяты из свободного доступа сети Интернет)

История рассказывает об американской цирковой актрисе Марион Диксон (Любовь Орлова), которая бежит из Штатов с малолетним чернокожим сыном на руках. Женщина пытается скрыть некоторые постыдные (по мнению общества) факты своей биографии. Цирковой артист Франц фон Кнейшиц (Павел Массальский), знающий тайны Марион, шантажом заставляет её работать в представлениях.

Павел Массальский и Любовь Орлова (все фото взяты из свободного доступа сети Интернет)
Павел Массальский и Любовь Орлова (все фото взяты из свободного доступа сети Интернет)

Казалось, что Александрову позволено практически всё, любой эксперимент. Он ездил в творческом турне по Европе и США, чтобы изучить опыта зарубежного кинопроизводства. Наличие такой экстравагантной главной героини в фильме «Цирк» оправдывалось довольно просто: американская артистка, гонимая западным обществом, находит друзей (а правильнее будет сказать, товарищей) в СССР, где её поймут и примут.

Символика в фильме

Главная мужская роль в фильме досталась Сергею Столярову, которому предстояло перевоплотиться в мужественного и отважного Ивана Мартынова. В тот период стиль милитари в одежде был очень популярен (не удивительно, что в одной из сцен мужественный герой Столярова появляется именно в таком костюме). Кроме того, на груди Ивана Мартынова можно разглядеть значки (парашютного клуба и «Ворошиловский стрелок»).

В те годы в нашей стране существовали разнообразные молодёжные объединения, влияние которых было очень велико.

Например, в моём городе существовало Общество друзей воздушного флота. В 1925 году эта организация просила предоставить им здание бывшего купеческого магазина (а это было одного из самых величественных дореволюционных пассажей). В связи с этим нужно было выселить из дома проживавшие там семьи. Этот пример показывает, как ценились властями подобные организации.

И кадр со значками на груди главного героя был вовсе не для красивой картинки, а прямое отражение советской реальности тех лет.

Символы царской России в советском фильме

Невероятно, но в советский фильм попал символ царской власти – двуглавый орёл. Если присмотреться внимательно на моменте, когда Марион Диксон и Иван Мартынов находятся в гостиничном номере, то можно увидеть из окон этого самого номера Спасскую башню. Тогда ещё не успели имперских орлов заменить советскими пятиконечными звёздами.

Что было позволено только Орловой

Любови Орловой выпала уникальная возможность сыграть иностранку, да ещё и артистку цирка. Эта роль позволяла примерить самые смелые и яркие наряды.

Костюмы для картины были разработаны Надеждой Ламановой (которую называли кутюрье императорской семьи). В одном из эпизодов злодей фон Кнейшиц швыряет в героиню Орловой вещи, указывая что он потратил на неё сотни долларов. Именно в этой сцене мелькнула очень шикарная и дорогая вещь – накидка из горностая. Такой эксклюзив могла себе позволить далеко не каждая героиня (разве только в исторических фильмах). А вот Любовь Орлова примерила в «Цирке» самые смелые и неординарные для советского быта вещи.

кадр из фильма (все фото взяты из свободного доступа сети Интернет)
кадр из фильма (все фото взяты из свободного доступа сети Интернет)

Кроме элегантных платьев и шкурок диковинных животных, Любовь Петровна смогла надеть очень смелый для того времени наряд. В сцене, где Марион Диксон танцует на пушке, у актрисы был облегающий костюм. Трудно представить, что ещё какая-то советская актриса того времени могла одеть нечто подобное.

знаменитый танец на пушке (все фото взяты из свободного доступа сети Интернет)
знаменитый танец на пушке (все фото взяты из свободного доступа сети Интернет)

Вырезанные эпизоды

Режиссёр Александров и оператор Владимир Нильсен хотели использовать голливудские приёмы в своей картине. Например, завершить фильм хотели поцелуем, как тогда было принято в американском кино. Однако советскую цензуру поцелуй не прошёл.

В фильме был момент, когда актёр Соломон Михоэлс один из куплетов колыбельной песни исполнял на идише. Эти кадры сначала вырезали, а потом вернули.

кадр из фильма (все фото взяты из свободного доступа сети Интернет)
кадр из фильма (все фото взяты из свободного доступа сети Интернет)

Московское метро впервые на экране

Московский метрополитен был открыт 15 мая 1935 года. Одна из сцен фильма «Цирк» снята на станции «Охотный Ряд»: момент, когда из вагона метро выскакивает Шурик Скамейкин с Джимми на руках. А потом он пытается подняться вверх по эскалатору, едущему вниз.

кадры, снятые в Московском метрополитене (все фото взяты из свободного доступа сети Интернет)
кадры, снятые в Московском метрополитене (все фото взяты из свободного доступа сети Интернет)

Премьера фильма состоялась в парке имени Горького в открытом зеленом театре. Было рассчитано на двадцать тысяч мест, но желающих посмотреть оказалось больше. Для наведения порядка пришлось вызывать конную милицию.

В 1937 году картина «Цирк» была удостоена Гран-при на Международной выставке в Париже, а в 1941 году – Сталинской премии первой степени.