Когда мы говорим «советская фарфоровая скульптура», сразу возникает условный образ некой статуэтки, которую еще со времен СССР было принято поставить на самом красивом и видном месте в квартире или доме, чтобы любоваться ею.
Но всегда и во всех областях были люди, которые любили изменить представление о привычном. Перевернуть с ног на голову так сказать. Не исключением стала и фарфоровая промышленность Советского Союза!
Давайте посмотрим на пару ярких примеров, когда фарфоровая скульптура есть, но поставить ее на полку не получится.
А все потому, что это не обычная статуэтка, а оригинальная, невероятная подвесная композиция. Да еще, имеющая скрытый секрет, не видимый невооруженным глазом!
Итак, знакомьтесь – скульптура под названием «Весна.Грачи». Два черных грача свили гнездо на ветке березы и, вероятно, готовятся к появлению птенцов.
Придумана и создана скульптура была в середине 50-х годов прошлого века из фарфора с ручной росписью солями. Неброские цвета, но так точно передающие природу и ее обитателей.
Скульптура берет своей искренностью и настоящестью, душевностью и проникает в самое сердце своей простой русской красотой.
Кстати, того грача, что уютно сидит в гнезде можно аккуратно оттуда достать и тогда взгляду открывается отверстие, которое можно использовать в качестве тайника или хранилища для важных мелочей.
А вторая скульптура – «Гнездо ласточки». Мы видим гнездо, в котором сидит веселая толпа голодных птенцов, жадно открывших свои клювы при виде прилетевшей с добычей ласточки-мамы.
Эту композицию начали производить в 40-вых годах прошлого века. По размеру это совершенно небольшое произведение – всего 13 см. Однако, оно может быть очень многофункциональным – и шкатулкой, и настенным панно, и тайником.
Хотя на первый взгляд догадаться об этом непросто. Весь секрет спрятан в птенцах – они вынимаются из гнезда, открывая небольшое углубление, которое можно использовать для хранения мелочей.
Автором обеих скульптур является непревзойденный мастер, скульптор-фарфорист, художник, график Сотников Алексей Георгиевич, который за свою трудовую карьеру прославил не только свое имя, но и имя завода, на благо которого трудился – Дулевского фарфорового завода.
Сотников А.Г. пришел на завод в начале 30-х годов. Его имя вы наверняка слышали ведь он автор огромного количества продукции завода, в частности скульптуры «Сокол», силуэт которой впоследствии стал товарным знаком завода.
Именно Сотниковского сокола мы видим на дне любого изделия в виде клейма, начиная с 1962 года.
Уроженец Краснодарского края Алексей Григорьевич впитал с детства и пронес через всю жизнь и свое творчество любовь и трепетное отношение к окружающему миру, к живым существам.
Почерк Сотникова А.Г., которого по праву можно назвать одним из наиболее значительных художников-керамистов 20 века в советской фарфоровой промышленности, узнаваем.
Свои произведения он в основном выполнял из белого глазурованного фарфора. При этом роспись всегда выполнялась в минимальных, сдержанных тонах, подчеркивая важные детали всей композиции.
Его стиль можно охарактеризовать как декоративная выразительность и лаконизм. А его интересные дизайнерские находки навсегда остались в истории фарфоровой промышленности.
Так, композиция «Гнездо ласточки» неоднократно впоследствии переиздавалась и сегодня ее можно найти в продаже на блошиных рынках или в антикварных лавках.
Стоимость современной скульптуры с ласточками не превышает 4000 рублей. В то время как эта же скульптура 40-50-х годов оценивается антикварами в 75-80 тысяч рублей.
А вот грачей найти труднее, поэтому и стоимость их значительно выше – более 100000 рублей за скульптуру из 50-х годов.