Армяне, как и русские, верят в Христа. Но в Него верят многие: и англичане, и шведы, и представители других национальностей. Однако не каждая Церковь – православная, то есть, истинная. Вопрос не в том, чтобы верить, вопрос в том – как верить, и во что именно.
Какая Церковь была первой?
Армяне первыми приняли учение Христа. Странствующие апостолы Варфоломей и Фаддей добрались до Армянского нагорья и там проповедовали. Благодаря их миссии, местные жители обратились в начале IV века. Но, увы, новообращенные не усвоили самого главного – природу Спасителя. И эта догматическая ошибка навсегда отделила Армянскую Церковь от Вселенской.
Читайте также: Кратчайшая история христианства
Догматическое разногласие
Апостольская Церковь не разделяет догмат о «двух естествах», принятый на Халкидонском Соборе.
Важнейшее в истории православия событие произошло в 451 году. Но армяне не смогли присутствовать.
В тот год шла затяжная война между Персией и Арменией. И об установлениях Собора представители Армянской Апостольской Церкви узнали уже постфактум. Главное же из них было таково: Иисус был Богом, который являл миру чудеса и Воскрес из мертвых; однако же тело Его было человеческим, а потому Он испытывал все, что присуще смертным, в том числе и крестную муку. Иными словами, отцами собора было принято учение о то, что во Христе существуют и действуют две природы: Божественная и человеческая.
Армяне Божественную природу Спасителя признали, но человеческую – нет. Таким образом, они отрицают и Страсти, и страдания на Кресте, называя их «символическими», что, с точки зрения Православия, является ересью. Свт. Григорий Нисский так писал о природе Христа:
«Единородный Сын Божий, облекшийся плотью человеческой и сделавшийся Ходатаем между Богом и людьми, исповедуется доступным страданиям по плоти, но бесстрастным по Божеству».
Обрядовые различия
Догматические различия порождают различия и в обрядах. И это касается не только особенностей богослужения, но обрядовости в широком смысле слова, в том числе изображения Распятия, оформления храмов и внутренних уставов для мирян и духовенства.
Основные отличия Армянской церкви от Православной:
· армяне осеняют себя крестным знамением слева направо;
· используют для Евхаристии пресные просфоры и неразбавленное вино;
· не изображают Христа на Распятии, вместо этого Крест украшают растительными орнаментами, которые символизируют торжество жизни;
· апостольские храмы скромно убраны, не имеют иконостаса, армяне мало почитают Святых;
· на армянских богослужениях присутствует кантор, служба сопровождается органной музыкой;
· престольные праздники Рождества и Крещения отмечают в один и тот же день;
· духовным лицам, потерявшим жен, разрешается венчаться повторно;
· женское монашество у армян редкость, так как считается, что удел женщины – рожать воинов Господних.
Армянские патриархи не считают Благодатный Огонь чудом Божьим.
Несмотря на множество разногласий, РПЦ и ААЦ поддерживают дружеские отношения и ведут дискуссию о Христе. Но совместные богослужения для православных и армян невозможны. И людям, исповедующим православие, запрещено молиться, а также причащаться в армянских храмах.
Арина Зубкова