Представители: Иммануила Канта;Иоганна Фихте;Фридриха Шеллинга;Георга Гегеля
Основные идеи ведущих представителей немецкой классической философии.
Основоположником немецкой классической философии считается Иммануил Кант.
(теория возвышенного в искусстве: прекрасное в природе ограничено формой, в искусстве же возможно восхищаться бесформенным, т.к. в нем , или благодаря ему, представляется безграничность, которая, тем не менее, целостна. Природа - свободная стихия и этим привлекательна. Человек имеет безграничные возможности.)
-Дал объяснение возникновению Солнечной системы в силу естественных причин на основе законов Ньютона – из вращающейся туманности разряженных в пространстве частиц материи;
-выдвинул теорию о наличии границ познавательной способности человека и невозможности познать внутреннюю сущность вещей и явлений окружающего («вещей в себе»);
-выдвинул учение о категориях – основополагающих, предельно общих понятиях, которыми оперирует философия;
-выдвинул идею о «вечном мире» в будущем, основанном на экономической неэффективности войны и ее правовом запрете.
Георг Гегель
Был сторонником идеалистического монизма.(монизм- философское учение, согласно которому кажущиеся различными виды бытия или субстанции в конечном счете сводятся к единому началу) В противоположность многим философам рассматривал все реальное в его стремлении стать философией, чистым мышлением. Усматривал во всех вещах «мировой разум», «абсолютную идею» или «мировой дух», целью которого является самосознание, проходящее три основные стадии: пребывание абсолютной идеи в собственном логове, её проявление в «инобытии» в виде явлений природы, анализ и обобщение в мышлении человека. Введение в философию понятий развитие, процесс и история.
Занимался также исследованием проблемы разума в истории. “Преследуя свои цели человек по дороге создает нечто, от этих целей не зависящее, с чем он потом должен считаться как с предпосылкой.” Случайность превращается в необходимость. В этом философ видит «хитрость исторического разума», которая заключается в «опосредствующей деятельности, которая, дав объектам действовать друг на друга соответственно их природе и истощать себя в этом воздействии, не вмешиваясь вместе с тем непосредственно в этот процесс, все же осуществляет лишь свою собственную цель». Здесь проявляется панлогическое воззрение Гегеля. Носителем мирового разума на определенных этапах исторического развития является тот или иной народ: восточный , греческий, римский, германский мир. В своих работах рассматривает причины закономерного появления государственной власти и экономики.
Иоган Фихте ( внес большой вклад в разработку концепции субъективного идеализма, согласно которой единственной и главной реальностью для человека является он сам, его сознание ( «Я – концепция»). )
Отверг идею Канта о «вещах в себе», указывая на её противоречивость, и считал, что мир — это “субъект-объект”, причем ведущую роль играет ”субъект». Он говорил, что существует два ряда действительности: объективный (не зависящий от нашего сознания) и воображаемый. Второй он объявил реальным, ссылаясь на то, что ,воображая, мы тратим реальное время на этот процесс, а значит и все воображаемое мы также можем считать реальным. Критерием такой реальности является субъект, его самозабвение(одна из особенностей человека, переживающего связь с действительностью(то, что отрывает тебя от самого себя и есть действительно происходящее и наполняющее данный момент твоей жизни), отрыв от действительности. В своих рассуждениях идет ещё дальше и совсем отрывается от реального, рассматривая его только как проявление сознания. Подвергся резкой критике со стороны современников (Кант, Гегель и др.) за субъективность.
Считал, что для успешного сосуществования каждому индивиду необходимо добровольно ограничивать свои потребности. При этом всем должны быть гарантированы государством личные права свободного телесного и духовного развития. На этой почве он сближается с социалистами, в частности оказал влияние на Фердинанда Лассаля.
Фридрих Шеллинг ( глубоко обосновал понимание природы с позиций объективного идеализма, выдвинул идею, согласно которой свобода и правовой строй изначально заложены в природе.)
1)Натурфилософия,где он пытался объединить все достижения современного ему естествознания. Природа как становление духовного начала. Человек осознает в себе это начало, в остальной природе оно бессознательно; процесс осознания проходит несколько одновременных ступеней. Природа по Шеллингу выступает как силовое единство противоположностей, прообразом которого может служить магнит. Природа обладает «мировой душой». Материя не существует без духа и наоборот, даже в Боге.
2)Трансцендентного идеализм,где рассуждает о том, как субъективизм природы в процессе своего развития становится объективным. Внутренним актом субъективного является «интеллектуальная интуиция-постижение в интеллектуальном созерцаниии-интуиции,субъектом мб лишь философский и художественный гений.
3)Тождество природы и духа. Исходным было понятие абсолютного разума, в котором субъективное и объективное неразличимы.Абсолютное полагает своей деятельностью субъект и объект, но что в абсолте тождественно, вечно и совершенно,в мире раздельно, развивается во времени как процесс. Природа вещи –перевес в ней суб или об-степенью абсолюта. Развитиее целесообразное: на 1ом полюсе-материя, др- истина познания. Идея связана с мыслью о самосознании Бога.