Найти тему
Записки инженера.

Американский охотник за звездами.

Реактивный исследовательский самолет со стреловидным крылом Bell X-2, был предназначен для изучения аэродинамических проблем сверхзвуковых полетов, устойчивости и управляемости на высоких скоростях и высотах. Проект, разработанный в 1945 году, совместно Bell Aircraft, ВВС США и NACA являлся продолжением более раннего самолета X-1.

Рисунок Х-2 Джога Бедке
Рисунок Х-2 Джога Бедке

На заводе фирмы Bell были построены два самолета X-2 Starbuster (Звездный охотник). Фюзеляж выполнен из нержавеющей стали и К-монеля (медно-никелевый сплав). Двигатель реактивный, жидкотопливный двухкамерный Curtiss-Wright XLR25 с переменной тягой от 2500 до 15000 фунтов. Самолет оснащался спасательной капсулой, в аварийной ситуации носовая часть отделялась и разворачивалась стабилизирующим парашютом, после чего пилот вручную открывал фонарь кабины и выпрыгивал с парашютом.

Фотография Х-2 в полете
Фотография Х-2 в полете

Запуск «Звездного охотника» осуществлялся с бомбардировщика B-50 на высоте около 30 000 футов. После отделения от бомбардировщика пилот Х-2 планировал, либо запускал реактивный двигатель и, выполнив программу полета приземлялся на дно высохшего озера Роджерс на базе ВВС Эдвардс.

Первый полет самолета с бортовым номером 46-675 был совершен 27 июня 1952 года летчиком испытателем Жаном Циглером. Двигатель на самолете отсутствовал и Циглер спланировал совершив жёсткую посадку с незначительными повреждениями.

Запуск реактивного двигателя после отделения от бомбардировщика.
Запуск реактивного двигателя после отделения от бомбардировщика.

Первый полет с установленным реактивным двигателем закончился трагически. Из-за утечки жидкого кислорода, во время запуска двигателя произошел взрыв, в результате которого пилот Х-2 Жан Циглер и член экипажа B-50 Фрэнк Волко погибли. «Звездный охотник» упал в озеро Онтарио и так и не найден. Бомбардировщик B-50А получил серьёзные повреждения, не подлежал ремонту и был заменён модифицированным B-50D.

Рисунок бомбардировщика В-50 и самолета Х-2
Рисунок бомбардировщика В-50 и самолета Х-2

После случившейся трагедии на второй самолет X-2 был установлен аналоговый компьютер GEDA для беспилотного управления. После череды успешных беспилотных и пилотируемых полетов и установки рекорда высоты 38 километров, точку в программе поставила очередная трагедия.

27 сентября 1956 года капитану Милберну Апту удалось втрое превысить скорость звука. Но по непонятной причине самолёт начал резко разворачиваться, пилот потерял обратную связь с машиной. Апт сумел отделить спасательную капсулу, но выбраться из неё не смог, видимо потеряв сознание из-за перегрузки. На этом эпопея «Звёздных охотников» завершилась.

#история авиации #авиация #армия сша