Найти тему
Облако свидетелей

Крещение в космосе: сложный вопрос церковного права поднял бодибилдер!

Недавно я написал статью о том, как в случае экстремальной ситуации мирянину крестить человека. Публикация оказалась полезной, о чём свидетельствуют положительные отзывы и комментарии. Но затронутая мной тема оказалась неким трамплином к ещё более глубокому осмыслению данного православным христианам канонического права – крестить в случае крайней необходимости. А речь идёт о комментарии, который, как выяснилось, оставил чемпион по бодибилдингу Владимир Муран. Он, как бы в шутку, спросил, а как крестить в космосе?

ekb.tiu.ru
ekb.tiu.ru

Для тех, кто совсем не в теме, кратко поясню. Крещённому православному христианину дозволяется крестить другого человека в случае крайней необходимости. Проще говоря, в условиях неминуемой скорой смерти. Примеров можно привести массу: люди тонут, умирают в пустыне, в лесу, замерзают в горах и т.п.

Каноническое право в данных случаях разрешает совершить чин крещения православному мирянину. Важным условием такого крещения является троекратное обливание или окропление крещаемого водой, песком, землёй, снегом, золой, в общем всем, чем можно окропить человека. И вот, в контексте моей прошлой публикации, спортсмен поинтересовался, как быть, случись критическая ситуация в космосе. В качестве возможных вариантов окропления культурист допустил возможность трижды посветить на крещаемого фонариком, то есть окропить светом, и ещё более фантастичный вариант – «окропить звёздами».

Очевидно, что чемпион по силовым видам спорта, который задался таким вопросом не христианин, и его комментарий был не более чем доброй шуткой. Однако, нельзя не задуматься над гипотетическими действиями человека в подобной ситуации. А действительно, случись на космическом корабле авария, которую невозможно устранить, и которая гарантирует скорую гибель, чем окропить космонавта в таком случае? Рассуждая на данную тему, я даже не стал открывать сборник канонов, ибо о космосе там, разумеется, ничего не сказано. Но каноническое право, как наука, нас учит, что одним из его источников является здравый смысл. А если рассуждать здраво, то:

  1. В космическом корабле не может не быть запаса воды. Если даже смущает фактор невесомости, то это, на мой взгляд формальность. То есть попытка объяснить невозможность окропления водой по причине невесомости, по моему мнению, более невесомы, нежели сама невесомость. Окропить человека вполне можно, например, трижды проведя по нему скоплениями воды. Уже здесь рушится некая сакральность темы якобы невозможности крещения в космосе.
  2. Как известно, космонавты – военнослужащие. Они имеют воинские звания и хорошую (год за пять) выслугу, дающую право на льготную пенсию. Не нужно, пожалуй, проводить масштабный опрос, чтобы удостовериться в том, что среди военнослужащих подавляющее большинство человек, если и не живут полной церковной жизнью, то с высокой долей вероятности крещены. То есть сама нужда даже в экстремальной ситуации креститься, вряд ли окажется актуальной. Хотя, учитывая попытки западных стран развивать космический туризм, рассматриваемая сейчас нами гипотетическая ситуация вполне может стать реальной.

Так, только эти два тезиса, как мне кажется, решают гипотетическую проблему крещения в условиях космического корабля, лишний раз доказывая мощность здравого смысла самого по себе. Спаси Господи!