Найти тему
Татарский Мир

Цивилизация Золотой Орды и татарских ханств (3) Вилайет Татарстан - Татар иле

Оглавление

Продолжаем публиковать отрывки из книги "Краткая история Золотой Орды и татарских ханств" (Начало см: Цивилизация Золотой Орды и татарских ханств, Цивилизация Золотой Орды и татарских ханств (2) Ислам в Золотой Орде )

Традиции золотоордынской духовной культуры, языка, литературы продолжались в татарских ханствах

Традиция золотоордынской духовной культуры, языка, литературы продолжались и в Крымском ханстве. Со времен крымского ханства сохранилось значительное количество памятников материальной и духовной культуры. До наших дней дошли и широкоизвестны сочинения Сейида Мухаммеда Ризы (ум. в 1756 г.) «Ассеб ас-сейяр» («Семь планет»), Реммал-ходжи (ум. в 1569 г.) «Тарих-и Сахиб гирей хан» («История хана Сахиб-Гирея»), Абдуллы б. Ризвана (Абди) «Таварих-и Дешти-Кыпчак» («Летописи Дешт-и Кыпчака», XVII в.); Ходжи Мухаммада Сенаи «Тарихи Ислам – Гирей хан» («История Ислам-Гирей хана, 1651) и др.

Когда появился Татарстан?

В своем произведении “Умдет ал-ахбар”, относящемуся ко времени существования Крымского ханства (XVIII в.) Абдулгаффар Кырыми более 200 раз упоминает татар (Tatarlar, Tatar taifesi ), как основное население Золотой Орды, которую он называет Татарстаном (Вилайет Татарстан - vilayet-i Tataristan), Татар иле (страна татар), Вилайет Идиль. Упоминаются казанские, астраханские, крымские татары, татары из ногаев (Мансур мирза захватил много татар из Улуг Ногая - Ulug Nogay Tatarin). Многократно говорится о татарском языке (lisan-i Tatar), праве (resm-i Tatar) и обычае (‘adet-i Tatar), татарском летосчислении (Tatar hesabi) и т.д.
«Узбек хан распространял ислам на востоке и на западе Татарстана…»
«Вилайет Идиль с живущими в подвластных им землях племенами татар, могол, башкурт, саксинов, алатырей, мукши и казаками передал Сайынхану».
«Он доблестно, по-татарски быстро, двигался вперед…»
«Татары не испугавшись, разгромили их и уничтожили,... московского царя взяли в плен…»
«В вилайете Крым каждый класс был из разных племен. Большинство были генуэзские кяфиры и татары, также был народ под названием ас.»
«Кудуд ответил, представив все по татарскому обычаю (‘adet-i Tatar): «Таш толек кушуну туратындан айырмасак сингә конгул бермәс булгай» («если к тебе в руки попала упитанная хищная птица, выросшая в своем мире, то пока ты ее не ослабишь и не оторвешь от стаи, она тебе не подчинится”)».
«На дальнем севере… проживает племя Булгар, одно из племен татар…»

“Умдет ал-ахбар”, Абдулгаффар Кырыми факсимиле, транскрипция, перевод.

Столица Астраханского ханства – Хаджи-Тархан находилась на пути среднеазиатских паломников в Мекку, сами астраханцы поддерживали духовные и культурные связи с Меккой, астраханское мусульманское духовенство вело активную миссионерскую деятельность. Создавались в городе Хаджи-Тархане и литературные сочинения. Так, уроженцем Астрахани был известный поэт Шериф Хаджитархани, который создал произведение под названием «Зафарнама-и вилаят-и Казан» («Сочинение о победе Казанского государства», 1550).

ЗАФЕР НАМЕ-И ВИЛАЕТ-И КАЗАН

"Спокойствие мира зиждется на понимании смысла этих двух слов:
Бить верным с друзьями и обмениваться послами с врагами".
***
"Диво! Место увеселенья в мире этот город Казань,
В мире нет больше такого города, дающего кров.
В мире нет нигде такого цветущего города, как Казань,
В Казани еду-питье найдут всегда, таков он город
Вселенной!
От пращура-хана осталась нам наша власть,
Это место - на земле есть всегда ханский город,
место ханского сына.

Архитектура и искусство периода татарских ханств сохранили общеимперские черты золотоордынской культуры с этнорегиональными особенностями. В отличие от Астраханского, Сибирского ханств, Ногайской и Большой Орд, в сфере монументальной культуры и декоративного искусства Казанское ханство выделялось значительным подъемом в культуре, о чем свидетельствуют археологические раскопки в Казанском Кремле и городище Иски Казан.

В архитектуре Крымского ханства того времени представлены почти все виды строений, известные также в других регионах мусульманского мира. Особое место среди строений занимают различного рода гостиницы и постоялые дворы – ханы (хан Ширин-бея) в городу Карасе, а также Ханский дворец в Бахчисарае, мечеть в Гизлеве (1532), различные мавзолеи, дюрбе. Архитектурные памятники Крымского ханства напоминают традиции малоазийского зодчества, которое со временем было дополнено османскими градостроительными традициями и обогащены культурным наследием народов, проживавших на территории полуострова в ту эпоху.

Продолжение следует.

Подробнее см: Краткая история Золотой Орды и татарских ханств.
К 750-летию Золотой Орды. – Казань: Институт истории им. Ш. Мард­жани АН РТ, 2019. – 136 с.