Быть не-судящим — это не то, что приходит из области ума. Только тот, кто пошел за пределы ума, может быть не-судящим. Иначе то, что вам кажется фактическим и веским утверждением — всего лишь иллюзия.
Все, что ум решает или утверждает, искажено его обусловленностью, его предубеждениями — и это то, что делает его судящим. Например, вы видите вора. То, что он ворует, — это факт, в этом нет сомнений — и вы создаете утверждение по поводу вора. Конечно же, воровать нехорошо, так что, когда вы называете человека вором, ваш ум говорит: «Ты прав. Твое утверждение верно
Но почему вор плохой? И что такое «плохо»? Что заставило его воровать? Акт воровства — это только одно действие, и на основе одного действия вы составляете суждение обо всем человеке. Вы называете его во- . ром. Но он не только ворует, он совершает множество других дел.
Он может быть хорошим художником, может быть хорошим плотником, певцом, танцором — в человеке может быть тысяча качеств. Весь человек так велик, а воровство только одно из его действий.
На основе одного действия вы не можете утверждать обо всем человеке. Вы вообще не знаете человека и даже не знаете, в каких условиях произошло воровство. Может быть, в тех условиях вам бы тоже пришлось воровать. Может быть, в тех условиях воровство не было чем-то плохим, потому что каждое действие связано с условиями.
Если вы посмотрите на мир вокруг себя и увидите множество человеческих условностей, человеческих представления о хорошем и плохом, о правильном и неправильном, то вы впервые сможете понять, что ваш ум также является частью определенной прослойки людей. Он не является выразителем истины, он просто представляет определенную прослойку. И через этот ум все, что бы вы ни видели, станет суждением.
Существование едино. У него миллионы выражений, но выраженный дух один и тот же. Это одна божественность в бесконечном многообразии творений.
Странная вещь деньги. Если у вас их нет, то все просто; у вас их нет — в этом нет ничего сложного. Но если они у вас есть, то это, конечно, создает сложности.
Одна из величайших проблем, которую создают деньги, состоит в том, что вы никогда не знаете: вы ли желанны или ваши деньги? И это бывает так трудно вычислить, что кто-то предпочел бы не иметь денег. По крайней мере, жизнь была бы проще.
Сейчас нечто подобное деньгам, то, что могло бы приносить огромное удовольствие, превратилось в мучение. И это не деньги, это ваш ум.
Деньги приносят пользу, не грех иметь их, не нужно чувствовать вину в этом.
Так ум порождает страдания.
У вас есть деньги, радуйтесь им. И если кто-то любит вас, не поднимайте эту проблему, потому что поставите человека в неловкое положение: если он говорит, что любит вас, вы ему не поверите, но если он скажет, что любит ваши деньги, тогда вы поверите ему. И если он любит ваши деньги, тогда всему делу конец. Глубоко внутри вы будете подозревать, что он любит ваши деньги, а не вас.
Но в этом нет ничего плохого: деньги принадлежат вам, как ваши глаза, и нос, и волосы, и этот человек любит вас во всей вашей полноте. Ваши деньги — это тоже часть вас. Не разделяйте себя, и тогда у вас не будет проблемы.
Старайтесь жить, по возможности, с меньшими сложностями и проблемами — это в ваших руках.
Знать весь мир — ничто по сравнению со знанием тайны своей собственной внутренней жизни.
Сама идея сравнения является абсолютно ложной.
Каждая индивидуальность уникальна, потому что нет того, кто был бы похож на кого-то. Можно было бы сравнивать, если бы все люди были похожи — но они не похожи. Даже близнецы не совсем похожи. Невозможно найти еще одного человека, который был бы таким же, как вы. Так что, сравнивая уникальных людей, мы создаем все трудности.
Один из самых трудных, но и самых основных моментов в жизни — не разделять ее на прекрасное и идиотичное, вообще не разделять. Все это части одного целого.
А для этого нужно немного чувства юмора. И, по-моему, чувство юмора очень важно для того, чтобы человек был цельным.
Что-то не так с мелкими идиотскими делами? Почему нельзя посмеяться над ними и получить от них удовольствие? Вы же все время судите, что правильно, а что неправильно. Все время вы сидите на месте судьи — и это делает вас серьезными.
Тогда цветы прекрасны, но как быть с колючками? Ведь они тоже часть существования цветка. Цветы не могут существовать без колючек; колючки защищают их, у колючек есть свои функции, цель и смысл.
Но вы делите — и тогда цветы прекрасны, а колючки становятся отвратительными. Но в самом дереве один и тот же сок течет и к цветам и к колючкам. В существовании дерева нет разделения, нет осуждения. Цветы не являются любимцами, а колючки только терпимы. И те и другие полностью приняты.
И таким должно быть наше отношение к своей собственной жизни.
Есть вещи, маленькие вещи, которые, если судить о них, выглядят глупыми, идиотскими. Но это только из-за вашего суждения; на самом деле, они также выполняют что-то существенное.
Вся работа ума состоит в том, чтобы продолжать разделять. Назначение сердца в том, чтобы увидеть объединяющую связь, о которой уму совершенно неизвестно.
Ум не может понять то, что стоит за словами, он понимает только то, что лингвистически, логически верно. Он не имеет отношения к существованию, к жизни, к реальности. Сам ум — это фикция.
Можно жить без ума.
Без сердца жить невозможно.
И чем глубже ваша жизнь, тем больше в нее вовлечено ваше сердце.
Жизнь — это река, течение, постоянное движение. Люди думают, что они статичны. Только вещи статичны, только смерть не меняется — жизнь постоянно меняется. В богатой жизни огромные перемены происходят каждый момент.
Нет ни высших, ни низших людей — так же, как нет равных. Каждый уникален.
Равенство психологически неправильно. Не каждый может быть Альбертом Эйнштейном, и не каждый может быть Рабиндранатом Тагором. Но это не значит, что Рабиндранат Тагор превосходит вас, потому что вы не можете быть им. Рабиндранат тоже не может быть вами.
Весь смысл моих слов в том, что каждый — это уникальное проявление. Так что нам придется разрушить идею высшего и низшего, равенства и неравенства и заменить ее новой концепцией уникальности.
Каждая индивидуальность уникальна.
Только посмотрите с любовью, и вы увидите — у каждого человека есть то, чего ни у кого больше нет.
Делайте только то, что вам приятно — приятно вам и окружающим вас. Делайте только то, что приносит вам песню и создает ритм празднования вокруг вас.
Такую жизнь я называю религиозной жизнью.
У нее нет принципов, нет дисциплины, нет законов. К ней есть только один единственный подход, и это — жить разумно.
В послушании есть простота; для непослушания нужен чуть более высокий склад ума. Любой идиот может быть послушным, фактически, только идиоты и могут быть послушными.
Разумный человек непременно спросит: «Почему? Почему я обязан это делать? И до тех пор, пока я не узнаю причины и следствия этого, я не стану в это впутываться». И тогда он становится ответственным.
Для святого совершенно невозможно стать мошенником, но мошенник может быть святым.
Человек еще не научился понимать красоту одиночества.
Он всегда жаждет какой-нибудь связи, чтобы быть с кем-нибудь: с другом, с отцом, с женой, с мужем, с ребенком... с кем-нибудь.
Он создал общества, клубы, он создал партии — политические, идеологические. Он создал религии, церкви. Но основная необходимость всего этого в том, чтобы как-то забыть, что ты одинок. Смешиваясь с таким множеством людей, вы пытаетесь забыть то, что внезапно вспоминается в темноте — то, что вы родились одиноким и одиноким умрете, и что бы вы ни делали, вы проживете в одиночестве.
Одиночество — это нечто настолько важное в вашей жизни, что нет способа избежать его.
Каждая попытка избежать одиночества обречена на провал оттого, что она против основ жизни. Вам нужно не то, в чем вы могли бы забыть о своем одиночестве, вам нужно осознать свое одиночество, которое и есть реальность.
И это так прекрасно — испытывать его, чувствовать его, потому что одиночество — это ваша свобода от толпы, от других. В нем ваша свобода от страха одиночества. Одно только слово «одинокий» сразу же напоминает вам о чем-то похожем на рану: нужно чем-то заполнить ее. Это разрыв, и он болит. Нужно заполнить его.
«Одиночество» — само слово — не имеет того же смысла, что и «рана» — разрыв, который нужно заполнить. Одиночество просто означает полноту, завершенность. Вы целы, и нет необходимости, чтобы кто-нибудь вас дополнял.
Так что постарайтесь найти свой внутренний центр, где вы всегда одиноки и всегда можете быть одинокими. В жизни, в смерти, где бы вы ни были, вы всегда будете одинокими. Но это одиночество такое полное — оно не пустое, оно совершенно, оно переполнено всеми соками жизни, всеми красотами и благословениями существования, и если вы однажды почувствуете вкус своего одиночества, боль в сердце исчезнет. И вместо нее появится новый ритм величайшей сладости, мира, радости, блаженства.
Но это не значит, что человек, который отцентрирован в своем одиночестве и завершен в самом себе, не может иметь друзей — фактически, только он и имеет друзей, потому что теперь это больше не необходимость, это всего лишь желание поделиться. У него так много, что он может этим поделиться.
Мы все — часть одного существования. Кому бы вы когда бы то ни было ни причинили боль, вы причиняете ее, в конце концов, самому себе. Сегодня вы можете не иметь об этом представления, но однажды, когда вы станете более сознательны, вы скажете: «Боже мой! Эту рану я нанес самому себе.» А ведь вы хотели причинить боль кому-то другому, думая, что люди различны.
Нет никакой разницы. Все это существование — одно космическое единство. И из этого понимания исходит идея ненасилия.
Когда вы гневаетесь, вы наказываете самих себя. Вы горите, вы разрушаете свое сердце и его высшие качества — вы полны ненависти.
Человек наполнен, если он находится в гармонии со вселенной. Если он не в гармонии со вселенной, то он пуст, совершенно пуст. И из этой пустоты исходит алчность.
Алчность существует для того, чтобы наполнять ее: деньгами, домами, мебелью, друзьями, любовниками, чем попало, — потому что вы не можете жить в пустоте. Она ужасает вас. Это призрачная жизнь. Если вы пусты и внутри вас ничего нет, то жить становится невозможно.
Для того, чтобы почувствовать полноту внутри себя, есть только два пути. Либо вы входите в гармонию со вселенной... и тогда вас наполняет целое, все цветы, все звезды, И это реальное осуществление.
Но вы не можете сделать этого — миллионы людей не делают этого — и тогда остается другой способ: наполнить себя любым хламом.
Алчность просто означает, что вы испытываете глубокую пустоту и хотите наполнить ее всем, чем можно — не имеет значения чем.
И если однажды вы это поймете, вам не нужна будет алчность. Вам придется что-то сделать для того, чтобы войти в связь с целым, и тогда исчезнет внутренняя пустота.
Все человеческое прошлое восхваляло нищету и делало ее равной духовности, а это абсолютная чепуха.
Духовность — это величайшее богатство, которое может случиться с человеком. Оно включает в себя все другие богатства. Оно не против любых других богатств. Оно просто против всех видов бедности.
С одной стороны, люди почитают бедность, с другой стороны, они говорят: «Служите бедным». Странно! Если бедность так духовна, тогда наиболее духовным делом было бы превращать каждого богатого человека в бедного. Помогите богатому стать бедным, и тогда он будет духовным. Зачем помогать бедным? Вы что, хотите разрушить их духовность? Жить в изобилии — это единственная духовная вещь в мире.
Деньги являются предметом нечестной добычи по той простой причине, что мы не способны разработать разумную систему, в которой деньги были бы слугой всего человечества, а не хозяином для некоторых алчных людей.
Деньги являются предметом нечестной добычи потому, что человеческая психология полна алчности. Иначе деньги были бы простым средством обмена вещей, и превосходным средством; в этом нет ничего плохого. Но в том способе, которым пользуемся мы, все кажется неверным.
Если у вас нет денег, вас осуждают, вся ваша жизнь становится бедствием, и всю свою жизнь вы пытаетесь приобрести деньги любым способом.
Если вы имеете деньги, то это, в основе своей, ничего не меняет — вы хотите больше, и этому хотению больше нет конца. И когда, наконец, у вас много денег — и хотя их недостаточно, их никогда не бывает достаточно, но у вас их больше, чем у кого-то другого — вы начинаете чувствовать вину, потому что средства, которые вы использовали для того чтобы накопить деньги, были отвратительны, насильственны и бесчеловечны. Вы эксплуатировали, вы пили кровь у народа, вы были паразитом. Теперь у вас есть деньги, но они напоминают вам обо всех преступлениях, которые вы совершили, зарабатывая их.
Это создает два типа людей: одни — это те, кто начинает делать пожертвования на благотворительные институты, чтобы избавиться от чувства вины; другие — которые настолько чувствуют свою вину, что либо сходят с ума, либо совершают самоубийство. Их собственная жизнь становится мучением, каждое дыхание становится тяжелым. И самое странное в том, что человек проработал всю жизнь, чтобы добыть эти деньги, потому что общество провоцировало в нем это желание, это стремление быть богатым и иметь власть.
Деньги действительно приносят власть; за деньги можно купить все, кроме тех вещей, которые невозможно купить за деньги. Но никого не интересуют эти вещи.
Медитацию нельзя купить, любовь нельзя купить, дружбу и благодарность нельзя купить — но никого это вещи не интересуют.
Только посмотрите на жизнь в ее изобилии. Зачем миру нужно так много цветов? Одних только роз было бы достаточно. Но существование изобильно — миллионы и миллионы цветов, миллионы птиц, миллионы животных — всего в избытке.
Природа не аскетична. Она пляшет везде — в океане, в деревьях. Она везде поет — в ветре, летящем сквозь сосны, в птицах.
Зачем нужны миллионы галактик, в каждой из которых миллионы звезд? Кажется, в этом не было бы необходимости, если бы изобилие не было самой сутью существования. В этом богатстве вся его сущность, это существование не верит в бедность.
Я не смотрю на алчность как на желание. Алчность — это экзистенциальная болезнь. Вы не в гармонии с целым, потому что только эта гармония с целым может сделать вас святым.
По-моему, алчность — это вообще не желание, так что вам не нужно ничего с ней делать. Вам нужно понять ту пустоту, которую вы пытаетесь заполнить и спрашиваете: «Почему я пустой? Все существование так наполнено, почему же я пустой? Может быть, я заблудился? Я больше не двигаюсь в том направлении, я больше не экзистенциален — и в этом причина моей пустоты.»
Так что будьте жизненными, экзистенциальными, отпустите все на самотек и будьте ближе к существованию в молчании, мире, в медитации. И однажды вы увидите, что вы так полны, что вы переполнены радостью, блаженством, благословением. У вас так много этого, что вы можете дать всему миру, не истощившись.
В тот день вы впервые перестанете испытывать алчность — к деньгам, к пище, к вещам — к чему бы то ни было. Вы будете жить, но не с алчностью, которую невозможно удовлетворить, не с раной, которую невозможно излечить. Вы будете жить естественно, и все, что вам нужно, вы найдете.