Летом 1886 года Британию приморозило: снежная буря уничтожила поля, оставив целую страну без пищи. Голод и холод быстро довели страну до беспорядков, но настоящая напасть ждала впереди — с юга шёл ледяной шторм, равных которому человечество ещё не видело. Чтобы спасти людей от гибели, правительство отправило на север страны строительные экспедиции: на богатых ресурсами землях решили построить паровые генераторы, способные обогревать целые города. В условиях вечного холода, дефицита ресурсов и отсутствия всякой помощи извне генераторы оказались последней надеждой на выживание человечества.
Отчаянные времена.
Нам предстоит управлять новообразованным поселением, всех жителей которого объединяет одна цель — выжить. И достичь её будет нелегко: дома для первых горожан только предстоит построить, а стартовые запасы угля, древесины, стали и пищи очень скоро закончатся, и возобновлять их придётся самостоятельно.
Первые несколько суток температура держится около −20°C. Для бывалых беженцев это пустяк — можно даже шапку не надевать, — да и генератор пока запускать ни к чему: лучше приберечь топливо до более сильных морозов. Пока не ударили холода, часть поселенцев займётся ночной охотой, пяток инженеров пойдёт проводить исследования новых технологий, а ещё несколько человек подежурят в медпункте.
Рабочая сила — один из самых важных ресурсов: в каких-то постройках трудиться могут только настоящие рабочие, а медблоках и на заводах справятся лишь инженеры, а вот, например, в шахтах рук всегда не хватает, и здесь рады всем. Нередко приходится по нескольку раз в день перебрасывать специалистов между предприятиями, чтобы как можно быстрее обслуживать и развивать город.
Если не обогревать жителей как следует, часть народа непременно заболеет, а кто-то может даже умереть. Рядом с генератором тепло, но место около него, само собой, ограничено, а шахты и вовсе расположены на самых окраинах, и отапливать их — отдельная головная боль.
Градостроительная часть Frostpunk глубока и обширна: разработчики продумали кучу тонкостей, связанных с добычей ресурсов, их постоянной нехваткой, зависимостью от холода и ограниченной рабочей силой — любителей жанра игра вряд ли разочарует.
Первые дней пятнадцать расслабиться не даёт жуткий дефицит: он заставляет постоянно ужиматься, экономить на каждой мелочи и искать новые лазейки для выживания. Далее начинает быстро холодать, и последствия очередного температурного антирекорда приходится нейтрализовывать прямо на ходу. Частично в этом поможет развитие науки: вариантов исследований масса, ненужных улучшений в игре просто нет. При желании можно построить даже полностью автоматизированную колонию, заменив людской труд на Автоматонов. Стимпанк же!
Как только окончательно разберёшься в механике, покажется, что игра начала повторяться. Но это иллюзия: за реиграбельность в Frostpunk отвечают разные сценарии, и в каждом можно по вкусу подкрутить сложность. «Выживание» не ставит перед вами ограничений, только главную задачу — пережить ледяной шторм. В режиме «Ковчег» доступная для строительства площадь заметно меньше, а охотиться в округе не на кого — приходится как можно быстрее исследовать фермы и возводить теплицы, иначе все известные человечеству растения исчезнут окончательно. А у «Беженцев» название говорит само за себя: каждые пару дней в город прибывает новый конвой переселенцев (в основном детей), которых надо кормить, а вот быстро приставить к работе не удастся.
Но мрачная атмосфера Frostpunk строится не только на постоянно падающих градусах Цельсия и Фаренгейта (единицу измерения можно выбирать). Если не хватит угля для работы генератора, в жилых домах вода в горшках застынет от холода, и недовольные жители мигом побегут жаловаться лидеру. Но и заставить рабочих добывать уголь круглые сутки тоже не выйдет — всё время нужно искать компромиссы.
Выбор имеет значение:
Можно выбрать детский труд, но это далеко не единственный тяжёлый моральный выбор в игре. Удвоить питание больным, надеясь на быстрое выздоровление, или не рисковать запасами? Дать выходной травмированному ребёнку или сохранить объёмы выработки? Тратить часть рабочего времени на захоронение тел или просто складывать их в кучу? Помочь ли другому поселению драгоценными ресурсами? Правильного решения нет: любой из подобных выборов ведёт к неприятным последствиям, которые обязательно придётся расхлёбывать.
За «карму» отвечают два параметра: надежда и недовольство. Без надежды жизнь в экстремальных условиях становится совсем невыносимой, и отчаявшиеся поселенцы быстро избавляются от нерадивого предводителя; при максимальном недовольстве итог тот же. Решая мелкие проблемы и принимая законы, по которым будет жить община, игрок постоянно влияет на оба параметра, и в случае со Frostpunk это не просто абстрактные коэффициенты.
Делая очередной нелёгкий выбор, начинаешь если не искренне переживать за судьбу поселенцев, то как минимум задумываться о том, на что вообще способны люди, оказавшиеся на грани выживания. У каждого нового закона свои плюсы и минусы, на которые изолированное общество мгновенно реагирует, и отменить принятое постановление уже нельзя.
Можно принимать законы, основываясь на жёсткой утилитарной дисциплине, а можно ориентироваться на моральные ценности. В первом случае есть даже шанс выстроить диктатуру и править железной рукой: вера в лидера станет настолько сильна, что параметр «надежда» больше никогда не упадёт ниже максимальной отметки. А вот если вы моралист… впрочем, не буду спойлерить. Сами всё увидите.
Атмосфера:
Значительная доля обаяния Frostpunk держится на атмосфере безысходности и суровой борьбы. Художникам 11 bit studios удалось убедительно показать, насколько сложным может быть выживание на клочке земли вокруг генератора: впервые отправив жителей на добычу древесины, я минут десять любовался тем, как крохотные человечки греют руки у огня, с факелами пробираются через сугробы и ёжатся от холода, протаптывая узкие тропинки. От жара паровых обогревателей снег тает, обнажая серую землю, а исполинские автоматоны неуклюже, как и положено паровым механизмам, перешагивают через строения и заряжаются от генератора. Даже изменение температуры игрок ощущает наравне с жителями колонии: в морозы под сорок экран буквально обледеневает.
После целого дня, проведённого за игрой (я тогда играл зимой) посмотрел в окно, а там метель и я проникся этой мрачной атмосферой. Я почувствовал безысходность и мало значимость людской расы в целом. Природа могучая сила она возьмет своё и мы вымрем. Мы являемся в этом мире песчинкой.
- Несмотря на бедность пейзажей и серую палитру, за миром Frostpunk бесконечно занимательно наблюдать. Жаль только, что нельзя рассмотреть всё поближе, камера ограничивает максимальный масштаб, и в пургу разглядеть копошащихся в снегу человечков можно лишь через экран контроля температуры.
Наиграв порядка ста часов, пережив ледяной катаклизм и сохранив более шестисот пятьдесят жизней, за тоталитарное государство. Я могу с уверенностью сказать, что в Frostpunk уже видел всё. Увы, за два или три прохождения игра раскрывает все карты и больше не может удивить ни моральным выбором, ни трескающимся от холода термометром.
Скомканная концовка оставляет немало вопросов. Согласно сюжету, наше поселение — последнее в мире; игра же заканчивается сразу, как только мы переживем морозный шторм. Весь город может болеть и голодать, но формально игрок всё равно победил, а что происходит дальше, неизвестно. Откуда взялась ледяная буря? Как будет восстанавливаться человечество, если больше никого не осталось? Куда заведёт поселенцев наша стратегия управления? Нам это не расскажут. (или я не понял ответы на свои вопросы)
Плюсы:
- затягивающая атмосфера;
- по-хорошему высокая сложность;
- чарующий визуальный стиль.
Минусы:
- эмпатии сюжет не вызывает;
- концовка скомкана;
- игра относительно быстро себя исчерпывает.