18 октября министр иностранных дел России Сергей Лавров объявил о ликвидации официальных двусторонних каналов связи между РФ и НАТО. Такое решение стало реакцией на заявление генерального секретаря НАТО Йенса Столтенберга о высылке половины персонала российского представительства при НАТО из-за обвинений в шпионаже.
Согласно заявлению российского министра Москва постановила приостановить работу своего постоянного представительства при НАТО, а также приостановить деятельность военной миссии связи Альянса и информационного бюро НАТО в Москве. Аккредитация сотрудников миссии будет отозвана 1 ноября.
По мнению многих экспертов, в это раз Москва пренебрегла собственным принципом «зеркальных мер» - её реакция была слишком жёсткой. Тем не менее, некоторые полагают, что таким образом Москва лишь закрепила текущее положение дел. Сложности в отношениях между Россией и НАТО прослеживаются с 2014 года, и всё это время Североатлантический альянс планомерно сокращал контакты с РФ. Одновременно с этим из Брюсселя - штаб-квартиры организации - постоянно звучали заявления о необходимости поддержания диалога.
Очевидно, что слова расходились с действиями, и Москва приняла единственный адекватный исход из подобной ситуации. Дмитрий Песков подчеркнул, что «положение дел де факто просто оформлено де юре, отношений и диалога не было».
История сотрудничества России и НАТО имеет свои взлёты и свои падения. На начальном этапе проявились взаимные проблемы - наследие «холодной войны». Сюда можно отнести как расширение НАТО на восток в обход договорённостей между Горбачёвым и Бушем-старшим, так и попытки не допустить российских миротворцев в Косово. Тем не менее, к этому периоду относится выстраивание фундамента сотрудничества, в том числе присоединение России к программе «Партнёрство ради мира» и Совету евроатлантического партнерства.
В 1997 году в Основополагающем акте Россия-НАТО было зафиксировано, что Россия и НАТО не рассматривают друг друга как противников и вместе будут «строить прочный и всеобъемлющий мир в Евро-Атлантическом регионе на принципах демократии и безопасности, основывающейся на сотрудничестве». В 2002 году Владимир Путин подписал акт об учреждении Совета Россия — НАТО, что сделало Москву самым привилегированным партнером альянса из числа стран, не входящих в него.
Серьезным испытанием стал российско-грузинский конфликт в 2008 году, итогом которого стало признание независимости Абхазии и Южной Осетии. Альянс тогда ответил приостановкой почти на год консультаций в Совете Россия — НАТО.
Постоянных раздражителей в отношениях было несколько. Один из главных — предполагаемое расширение Альянса на Грузию и Украину, хотя план действий по предоставлению членства обеим странам до сих пор согласован не был.
Однако после 2014 года и присоединения Крыма к России, которое страны НАТО солидарно характеризуют как незаконную аннексию, отношения по гражданской и военной линиям были практически полностью заморожены, а альянс занялся обновлением военной инфраструктуры. В частности, были снова приостановлены заседания Совета Россия — НАТО. Они возобновились в 2016 году и были довольно регулярными до 2019 года.
В сентябре 2021 году на открытой части встречи между Лавровым и Столтенбергом последний не упоминал о каких-либо угрозах диалогу между сторонами.
Что ждёт Россию и НАТО дальше - сложный вопрос. По словам заместителя директора Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ Василия Кашина, ситуация соответствует худшим периодам «холодной войны». Обострение отношений при наращивании силового потенциала обеих сторон не приведёт к скорому налаживанию диалога. У сторон всё ещё есть каналы связи - посольство России в Бельгии, которое теперь исполняет функции представительства при НАТО, и канал Герасимов - Милли (начальник Генштаба ВС РФ Валерий Герасимов и председатель Объединенного комитета начальника штабов США Майкл Милли). Однако, в будущем ожидается продолжение тенденции на сокращение двусторонних контактов.