Найти тему
КИНО CLUB

Причины глобального кризиса индустрии кинематографа

На Vulture вышла большая статья посвященная кризису в индустрии кинематографа, она сосредоточена на мысли, что этот кризис гораздо более глубже и шире, чем просто обанкротившиеся кинотеатральные сети.

Во время начала развития пандемии решение китайских властей закрыть 70000 кинотеатров казалось слишком радикальным. Второй по величине кинорынок в мире просто захлопнулся. Первыми на это отреагировали в MGM, они перенесли релиз нового «Бонда», на тот момент, предположительно, с апреля на ноябрь. При этом никого не волновало, что всего месяцем ранее студия заплатила 5,69 миллионов долларов за рекламу трейлера в перерыве «СуперКубка». Впоследствии на маркетинг будет потрачено еще 66 миллионов, все для того, чтобы перенести картину еще раз, на этот раз на апрель 2021 года. Это учитывая тот факт, что MGM приходилось каждый месяц простоя платить по 1 миллиону в месяц за проценты взятые по кредитам ради картины. Из-за этого рейтинговое агентство S&P понизило их кредитный рейтинг с В+ на В.

Далее началась волна переносов, под которые попали: «Топ Ган», новые «Охотники за приведениями», «Человек паук» и прочие блокбастеры. Студии начали думать, сумеют ли они выжить до релиза своих хитов? MGM и Universal сократили расходы на рекламу аж на 175 миллионов долларов. В итоге кассовые сборы нового «Бонда» на сегодняшний день составляют очень неплохие 454,8 миллиона, но для окупаемости нужно собрать 800-900. Вполне неплохо в прокате себя чувствовали: «Годзилла против Конга», «Тихое место 2», «Форсаж 9» и «Черная вдова». Из этого можно сделать вывод, что тактика Голливуда по удержанию своих релизов до лучших времен, пока работает.

Тем не менее массовая задержка релизов не обошлась без, так называемых, скрытых затрат. Студиям пришлось начать придумывать новые схемы для продвижения и проката картин. Одним из таких решений стала тактика «гибридного» проката, которая взбесила многих видных специалистов из индустрии. Студии этим показали, что они не намерены рисковать возможными убытками, уповая только на прокат, тогда как их экосистема, с приходом стримингов стала намного более шире и смотрят они на это куда глобальнее, пытаясь поднять повыше, в финансовым плане и другие свои продукты.

Никто точно не знает, сколько потеряла индустрия за время этого кризиса, но специалисты оценивают эту сумму, как многомиллиардную. Студию пытаются находить светлые стороны, приписывая рост подписок на стриминги, но все сходятся в едином мнение, что двигать релизы направо, значит терять деньги.

Дальше, как бы это не звучало странно для обывателя, страдают актеры. Проекты, в которых они участвуют, переносятся, соответственно, они не получают за них гонорары, особенно если в их контрактах есть пункты о процентах со сборов. В такую неприятную ситуацию попал, например, Дензел Вашингтон с фильмом «Дьявол в деталях». По контракту с Warner он должен был получить 20 миллионов гонорара и процент со сборов. Картина в итоге проследовала сразу в сторону стриминга HBO Max. Студия в итоге выплатила Дензелу максимально возможную бонусную сумму. Но как мы знаем, так бывает не всегда. Совсем недавно войной на Дисней пошла Скарлетт Йоханссон, требовавшая у студии 80 миллионов долларов в качестве упущенной прибыли, из-за гибридного проката «Черной вдовы». В итоге, по слухам, она получила 40 миллионов и осталась довольной.

Подобное происходит сплошь и рядом в индустрии, потому что правильно подсчитать прибыль со стримингов доподлинно невозможно. Пускай там Дисней придумывает какие-то свои мутные схемы, под названием “Serious Bonus Exhibit”, которые как-то по-хитрому считают просмотры, в итоге снижая маржу для завязанных на этих показателях специалистов.

Классической индустрии приходится падать в ноги богатым стриминговым гигантам и продавать готовые блокбастеры, т.к. они просто не знают когда смогут выпустить свои продукты в кинотеатрах. Таким образом ушли налево: «Поездка в Америку 2», «Война будущего», «Американский огурчик» и прочие ленты. Самым тяжелым заложником положения оказался Том Хэнкс, у которого с начала пандемии зависло 4 проекта и далеко не все из них вышли.

Проще говоря от кризиса страдают абсолютно все, кроме разве что стримингов. Попытки выжить классическим студиям и моделям распространения все еще совершаются и скорее всего они будут успешными, но не дай бог, случится еще один подобный кризис, и тогда точно хана.