Найти тему
Кино и книги

"Как ловили шпионов": 3 забытых советских фильма о поимке агентов иностранных разведок

Оглавление

В советском кино был широко представлен жанр приключенческих фильмов про шпионов и разведчиков. Вот о тяжелой шпионской жизни в СССР сегодня и пойдет речь.

Честное слово - не позавидуешь ни за какие деньги: трудные природные условия, опасности, вечное напряжение и неизбежное разоблачение. По крайней мере - в кино. Как всегда, стараюсь включать в обзор малоизвестные картины.

Подпишитесь на канал и поставьте лайк! Вы поможете развитию канала! Заранее спасибо!
Подпишитесь на канал и поставьте лайк! Вы поможете развитию канала! Заранее спасибо!

"Гайчи" 1938 г.

В дальневосточной тайге зимует научно-исследовательская экспедиция. Секретные результаты первого сезона работ, имеющие значение для оборонной промышленности, надо направить с отчетом в Москву. Начальник экспедиции посылает инженера Сапова с проводником-нанайцем Олони к ближайшему аэродрому, где их ждет самолет.

Кадр из фильма "Гайчи". Проводник Олони.
Кадр из фильма "Гайчи". Проводник Олони.

Путь небезопасный и по природным условиям, а открытия экспедиции интересуют еще и японскую разведку. В тайге у костерка греются диверсант Яныга и его проводник, контрабандист "Кривая нога". Оба - личности почти легендарные в этих краях.

Когда-то, в гражданскую, красный партизан Олони и белогвардеец Яныга охотились друг за другом по окрестным лесах. В те времена Яныга застрелил двух сыновей Олони. Шпион уславливается с проводником о месте встречи и выходит к палатке, в которой остановились Сапов и Олони.

Яныга представляется Сапову инспектором геологических партий Петровым (соответствующие документы имеются) и настаивает на показе отправляемых в Москву материалов. Сопов сопротивляется, заявляет о превышении прав контролера, в общем, проявляет бдительность. Мнимый Петров меняет тактику, говорит, что это была проверка по долгу службы, и рассеивает подозрения инженера.

Кадр из фильма "Гайчи". Минимый инспектор Петров и инженер Сопов.
Кадр из фильма "Гайчи". Минимый инспектор Петров и инженер Сопов.

Между тем, осматривающий окрестности Олони находит след контрабандиста и делает зарубки на деревьях, которые может прочесть любой нанайский охотник. Вернувшись на стоянку, он не узнает Яныгу, хотя и чувствует к новому начальнику интуитивную неприязнь. В ходе совместного пути диверсант устраняет проводника под видом несчастного случая.

В родном стойбище Олони ждет его младший сын Гайчи - обученный отцом охотник и следопыт. Яныга/Петров, узнав, что мальчик прочел отметки отца на деревьях, на похоронах Олони скажет, что тот передал свою миссию сыну. Гайчи поведет их с Саповым дальше.

Кадр из фильма "Гайчи". Гайчи (Эрдни Манджиев).
Кадр из фильма "Гайчи". Гайчи (Эрдни Манджиев).

У Яныги есть еще одна задача - забрать золото с заброшенного прииска, а Сапов не всегда будет таким идейным, у него насчет этих ценностей совесть нечиста. В общем, надежда только на честного нанайского мальчика.

Режиссер картины - Владимир Шнейдеров, первый ведущий "Клуба кинопутешествий". Фильм позиционируется как детский, но я бы так не сказала. Во-первых, Гайчи там выдвигается в основные персонажи только с середины сюжета. Во- вторых, никаких упрощений и снисхождений к детскому возрасту.

Отца Гайчи, к которому зритель уже привык как к главному положительному персонажу, убивают насмерть без всяких поблажек. Да и вообще, борьба довольно жесткая. Вражеский диверсант, не лишен ума и храбрости. Инженер Сапов, вначале, вроде приличный человек, переходит на сторону зла.

Речи про Сталина и "врагов народа" произносит учительница Нан, но ей - по профессии положено. Еще о любви к вождю говорит в финале сам Гайчи, но, для советского подростка 30-х годов, это тоже органично. Лица у всех живые, речь тоже. Дети, животные - всегда естественно выглядят. Так что, по-моему, кино не плакатное. Динамика действия, северная экзотика, шпионские интриги поддерживают интерес.

Кадр из фильма "Гайчи". Детей и животных - не переиграешь.
Кадр из фильма "Гайчи". Детей и животных - не переиграешь.

Постановка натуральная: тайга, горы, снег, метель, нанайский быт, стрельба из лука. Вот только в роли ездовых собак почему-то сняли восточно-европейских овчарок. О том, что это фильм для детей напоминает только, наивная и пафосная музыка. Сюжет же и игра - вполне достойные.

В ролях: Борис Толгаев (Олони), Георгий Субботин (Сапов), Виктор Третьяков (Яныга/Петров), Эрдни Манджиев (Гайчи), Юлия Цай (Нан).

"Дорога" 1955 г.

У восточных границ страны ведутся крупные геологические разработки. Центр исследований "Высокогорное" находится в труднодоступном горном районе. Для его сотрудников строится город и дорога, но пока добраться туда зимой невозможно, поэтому в начале осени в "Высокогорное" движется множество машин с продуктами, оборудованием, лекарствами и другим необходимым обеспечением.

Кадр из фильма "Дорога". Автостанция "Южный перевал" - последний цивилизованный приют путешественников до "Высокогорного".
Кадр из фильма "Дорога". Автостанция "Южный перевал" - последний цивилизованный приют путешественников до "Высокогорного".

Начинаются ранние снегопады и уже в сентябре перевал Байтал, через который ведет путь в "Высокогорное", засыпает снегом. Горные дороги там и так обрывисты и опасны, а теперь еще и заметены пургой. У последнего недостроенного автовокзала скопилось около 50 машин и 100 человек, ехавших в "Высокогорное".

Это и профессор-геолог Сергей Игнатьевич Байталин, и уполномоченный райторга Беимбетов, везущий продукты и одежду, а также геологи, шоферы, врачи, парикмахер. Профессор пытается раскрутить снабженца, чтобы тот раздал доставляемые продукты людям, все равно же для них везут, но Беимбетов твердит, что товар должен быть сдан по накладным на базу.

Кадр из фильма "Дорога". Профессор Байталин и снабженец Беимбетов подсчитывают продукты.
Кадр из фильма "Дорога". Профессор Байталин и снабженец Беимбетов подсчитывают продукты.

Так что все сидят голодные в пустых, неотапливаемых комнатах автовокзала и требуют принятия мер от начальника станции Васи, неуверенного студента, увлеченного биологией, который, в принципе, уже уволился, но тоже застрял. Вася же ничего не может: телефон не работает, скоро отключится и электричество, выходит замуж за другого тайно любимая им девушка Катя и сам он опаздывает в университет.

Ходят слухи, что некий Федор Иванович, шофер-виртуоз независимого характера, просто залил бензин и уехал на перевал, несмотря ни на что, но скоро и этот водитель возвращается, ведя автобус с музыкантами. Они не прошли. Вместе с тем, Федор уверен, что проехать перевал можно, если двинуться сообща и помогать друг другу справляться с трудностями.

Кадр из фильма "Дорога". Шофер Федор Иванович - герой горных дорог произносит экспрессивную речь, подвигая публику к действию.
Кадр из фильма "Дорога". Шофер Федор Иванович - герой горных дорог произносит экспрессивную речь, подвигая публику к действию.

На станцию прибывают еще двое. Один из них - капитан госбезопасности, другой - пожилой иностранец интеллигентного вида. Капитан утверждает, что вместе со своим подопечным, шведским профессором Райдингом, был на охоте, где случайно поранился, и вот - они попали в непогоду. Он готов ехать в "Высокогорное" вместе со всеми, только требует выделить им с иностранцем отдельную закрытую машину.

Кадр из фильма "Дорога". Не такие уж они и друзья, когда не на людях.
Кадр из фильма "Дорога". Не такие уж они и друзья, когда не на людях.

Врач, осматривавший рану капитана, делится с Байталовым мнением, что ножевое ранение нанесено в драке, а профессор сообщает , что у шведского коллеги походка и манеры, характерные для военных. Ученый замечает, что как только в стране происходит крупное строительство, так за границей сразу подозревают урановые разработки или атомную бомбу и начинают нелегально интересоваться.

Кадр из фильма "Дорога". Доктор и профессор пытаются докопаться до истины.
Кадр из фильма "Дорога". Доктор и профессор пытаются докопаться до истины.

Однако раненый капитан, по каким-то причинам, поддерживает легенду об охоте с почетным иностранным гостем и помощи не просит.

На следующий день метель стихает, устанавливается хорошая погода. Колонна, под руководством Федора Ивановича , выступает в путь. Их ждет много приключений и открытий, которые покажут кто чего стоит.

Кадр из фильма "Дорога". Навстречу испытаниям.
Кадр из фильма "Дорога". Навстречу испытаниям.

Великолепный шпионско-приключенческий фильм режиссера Александра Столпера. Конечно, в нем много условностей жанра, вроде нескончаемых боезапасов и попыток побега противника в заснеженные горы, где можно только замерзнуть, но смотрится зрелищно и интересно.

Сражение студента Васи с экзотически-восточным шпионом на автовокзале - это нечто. Перестрелка двух профессоров - тоже хороша. Оба иностранных разведчика показали себя мастерами и храбрецами: один боролся до конца, другой предпочел смерть поимке, но наши, конечно, еще лучше.

Тайны, интриги, подозрения и прекрасно разработанные, яркие персонажи. Вторая линия сюжета - раскрытие сущности человека в борьбе с испытаниями. Это и природная стихия, и выбор жизненных ценностей, и боевые ситуации. Величественные пейзажи природы и прекрасная музыка Николая Крюкова дополняют друг друга.

Николай Гриценко, вечный шпион и белогвардеец, в кои-то веки, играет положительного героя, сотрудника госбезопасности. Евгений Матвеев, напротив, перекочевал в отрицательные персонажи. Невозможно не отметить танцующего и поющего в любых обстоятельствах Тахира Сабирова в роли Таги Мухтарова.

Собрание блистательных актеров: Андрей Попов (профессор Байталин), Виталий Доронин (шофер Федор Иванович), Лев Свердлин (Беимбетов), Виктор Авдюшко (Вася), Евгений Матвеев (геолог Григорий Полипчук), Евгений Леонов (шофер Паша Еськов), Владимир Кенигсон (профессор Райдинг/Реджинальд Снайдерс) и другие.

"Человек без паспорта" 1966 г.

В неком заграничном шпионском центре обсуждается операция по забросу агентов на советскую сторону. В связи с тем что один из исполнителей, "Белый", не имеет опыта работы в СССР, ему устраивают проверку с фиктивным сбросом, арестом, тюрьмой, допросами, избиениями, выводом на расстрел.

Заодно мы узнаем его послужной список: завербован в 1941 г. японской разведкой, служил в Квантунской армии, работал на Балканах (скорее всего из семьи белоэмигрантов).

Испытуемый не сломался, его восстанавливают и посылают на задание: фоторазведка одного из наземных секретных объектов. Наш герой гуляет по Москве, встречается на скамеечке со связником, получает инструкции и багаж на Ярославском вокзале и вот уже поезд несет его вдаль, а в вагон входит молодая симпатичная пассажирка.

"Белый", как истинный диверсант, тайком заглядывает в ее документы, а, как настоящий мужчина, уступает нижнюю полку и ремонтирует сломанный каблук. Ах, эти легко завязывающиеся знакомства в поездах! "Как вы узнали мое имя?" - "А я - разведчик!" - "Разведчик? А-а-а, геолог!"

Кадр из фильма "Человек без паспорта". Случайное романтическое знакомство.
Кадр из фильма "Человек без паспорта". Случайное романтическое знакомство.

Парочка перемещается в вагон-ресторан, где наш герой продолжает романтическое повествование о жизни разведчиков недр, а опытные сотрудники общепита замечают, что простой советский человек пять рублей на чай не бросает.

Проводив на промежуточной станции милую соседку, "Белый" прибывает в город Приозерск на явку к агенту, типичному сибирскому мужику в возрасте. Тот устроил ему работу, жилье в деревне. Остается ждать прибытия другого агента - "Пастора", но "Пастор" прокололся на недоработанной легенде и откровенничает на Лубянке, а сибирскому подельнику "Белого" приходится убрать случайного свидетеля.

Кадр из фильма "Человек без паспорта". Нужно на кого-то свалить убийство. Александр Рябич - "Белый" (Владимир Заманский), Петр Измайлов - бывший полицай (Николай Гриценко).
Кадр из фильма "Человек без паспорта". Нужно на кого-то свалить убийство. Александр Рябич - "Белый" (Владимир Заманский), Петр Измайлов - бывший полицай (Николай Гриценко).

Завязка фильма имеет сходство с известным шпионским детективом "Ошибка резидента", но, поскольку тот вышел позже, сюжет можно считать оригинальным. Образ человека без родины, не лишенного обычных чувств и желаний, но жестко переключающегося при малейшем подозрении на профессиональную линию поведения, у Владимира Заманского, играющего "Белого", по-моему, убедительнее, чем у Георгия Жженова.

Кадр из фильма "Человек без паспорта". Тяжелая работа у шпиона, можно проговориться во сне.
Кадр из фильма "Человек без паспорта". Тяжелая работа у шпиона, можно проговориться во сне.

Сюжет можно разделить на две линии: попытка "Белого" выполнить задание, его раздвоенное существование, внутренняя борьба и работа сотрудников госбезопасности по разматыванию вражеской агентурной цепочки. Если "Белый" играет отдельную партию, то его противники действуют коллективно под руководством майора Бахрова.

Кадр из фильма "Человек без паспорта". Майор Бахров (Геннадий Фролов), сотрудник милиции Горохов (Виктор Павлов) и сотрудник госбезопасности Лежнев (Алексей Эйбоженко) находят чужой след на подоконнике в комнате подозреваемого. Улики-то подкинули.
Кадр из фильма "Человек без паспорта". Майор Бахров (Геннадий Фролов), сотрудник милиции Горохов (Виктор Павлов) и сотрудник госбезопасности Лежнев (Алексей Эйбоженко) находят чужой след на подоконнике в комнате подозреваемого. Улики-то подкинули.

Единственная, на мой взгляд, нелогичность в сюжете: непонятно как сотрудники госбезопасности отследили "Белого"при выходе из тайги, если он оторвался от них, спрыгнув с поезда.

Картина порадовала как приключениями, вроде погони с перестрелкой по подземным коммуникациям, так и психологической достоевщиной, связанной, в основном, с образом Петра Епифановича Измайлова, в блестящем исполнении Николая Гриценко. Главный герой в последних сценах тоже вызывает сочувствие драматичностью положения , жаль, что его судьба, в отличие от того же графа Тульева, остается за кадром.

В других ролях: Геннадий Фролов (майор Бахров), Лионелла Пырьева (Ольга Гончарова), Владимир Осенев (агент Катько), Виктор Павлов (следователь милиции в Приозерске) и много известных хороших артистов, играющих второстепенных и эпизодических персонажей.

Надеюсь вам понравятся фильмы из моей подборки, если статья оказалась полезна, знакомьтесь с предыдущими, например: "Шпионы, разведчики и освобожденные женщины Востока": 3 забытых советских фильма о басмачах".

-19