Найти тему
Lomonos

Я - наёмный рабочий! Что это значит?

Оглавление

Введение

Я — наёмный работник. В течение своей трудовой деятельности я не имел и не имею до сих пор средств производства: станков, помещений, финансовых активов — ничего, что можно использовать в производстве, и из чего можно извлечь прибыль. Единственным фактором моего заработка является моя способность к труду. Я использую её, работая на средствах производства другого человека — моего нанимателя. Складывая мой труд и эксплуатацию ресурсов и средств производства, мы получаем товар, который обладает стоимостью, меновой (себестоимостью) и прибавочной (прибылью). Я работаю постольку, поскольку для своего нанимателя своим трудом могу создать прибавочную стоимость. За использование своего труда я получаю заработную плату. Но тут вопрос: если оплачивается мой труд, а ресурсы и использование средств производства тоже не бесплатны и прибавочной стоимости не приносят, то откуда берётся прибыль?

Дело в том, что залогом появления прибавочной стоимости (прибыли) является факт неполной оплаты моего труда. Приведу пример: работаю я привычную многим пятидневку с 8.00 до 17.00, включая обеденный перерыв; из них — три часа я отрабатываю такую часть стоимости товара, которая идёт на покрытие моей заработной платы, а всё остальное, исключая покрытие различных издержек, становится прибылью. Прибыль увеличивает капитал моего нанимателя. И если это так, то моя работа сводится к увеличению его капитала, а процесс увеличения капитала является залогом того, что я не пополняю армию безработных.

Во времена феодализма, когда какой-нибудь купец мог иметь финансовое состояние большее, чем составляла феодальная казна, но не имел социального значения, прав и привилегий, такой подход был прогрессивным. Класс феодалов, землевладельцев, по своему положению не мог смириться с таким прогрессом, который своим движением уничтожал их как класс, уничтожал их господство и влияние. Когда это общественное противоречие достигло своего пика, в передовых обществах того времени, например, французском, немецком и английском, случилась буржуазная революция — класс предпринимателей и промышленников стал господствующим, ниспровергнув старые классы господ, и навязал обществу выгодный господствующему классу новый порядок вещей.

Думаете, что история остановилась с тех пор? О, нет! Общественное развитие не остановить, оно — есть разрешение общественных противоречий, которые неизменно растут с ростом средств производства, капиталом, бедностью и богатством. И вот уже наёмный рабочий носит в себе пламень революции.

Общественный характер производства — частный характер присвоения.

Теперь в наше рассуждение следует добавить то обстоятельство, что я работаю не один. Со мной бок о бок работают мои коллеги. И все они, как и я, получают свою заработную плату. И на них, соответственно, распространяется описанный мной порядок производства и распределения. Таким образом, способ (порядок) производства становится общественным фактором — то есть напрямую влияет на мою жизнь, на жизнь каждого из моих коллег, на нас всех вместе взятых и, конечно, на нашего нанимателя.

У нас с коллегами есть объективный интерес: достойная оплата нашего труда. У нашего нанимателя тоже есть объективный интерес (его диктует капитал, которым он обладает): максимизация прибыли. Забавно, что и в первом, и во втором случае речь идёт об увеличении материальных благ. Однако разница тут качественная, принципиальная. Если бы наниматель стремился удовлетворить наш интерес, — то есть достойно бы оплачивал наш труд (то есть полностью) — то он не увидел бы прибыли. Если бы мы с коллегами решили бы удовлетворить его интерес, то работали бы за бесплатно.

Если вы сейчас подумали, что именно на таком компромиссе только и может держатся современные трудовые отношения, то хочу вас и разубедить, и удивить. Перед вами не компромисс — перед вами противоречие. Это ситуация противостояния наёмного труда и капитала, которая ожесточается и усугубляется при изменении переменных (таких, как производительные силы, например). Это противостояние не исчезает с течением времени, оно требует разрешения.

Но мы берёмся рассуждать дальше. Итак, мы с коллегами производим товар. Мы производим его коллективно, все вместе и один и тот же, следуя своим ролям при факторе разделения труда. А значит, как тут уже было отмечено, производим прибавочную стоимость. Но что же остаётся нам? Нам остаётся заработная плата. А что она есть по своей сути?

Тут было бы полезно привести следующую цитату:

«Издержки на рабочего сводятся … почти исключительно к жизненным средствам, необходимым для его содержания и продолжения его рода. Но цена всякого товара, а следовательно и труда, равна издержкам его производства. Поэтому в той же самой мере, в какой растёт непривлекательность труда, уменьшается заработная плата.»
«Манифест коммунистической партии»
К. Маркс и Ф. Энгельс

Для капиталиста заработная плата его наёмных рабочих — это производственная необходимость приобретать их труд в качестве товара, а значит, нести издержки. А сократить издержки — абсолютно естественное и единственно вменяемое желание не только капиталиста, но и человека в целом.

-2

Теперь нам нет никакой нужды стесняться очень горького вывода: капитал может существовать только тогда, когда он эксплуатирует наёмный труд, и более того:

«Капитал — это коллективный продукт и может быть приведён в движение лишь совместной деятельностью многих членов общества, а в конечном счёте — только совместной деятельностью всех членов общества.»
«Манифест коммунистической партии»
К. Маркс и Ф. Энгельс

Вот только присваивается он лично капиталистом. Мы, наёмные рабочие, отчуждены от богатств нашего нанимателя, которые сами же для него производим. Но об этом ниже…

МЫ — КЛАСС ПРОЛЕТАРИАТА!
НАШ КЛАССОВЫЙ ИНТЕРЕС — БОРЬБА!

Общество, как вы знаете, можно разделить по различным критериям: по вере ли или по национальности, по цвету ли кожи или по расе. Современное буржуазное образование способно представить вам множество классификаций, но они ничего вам не объяснят. Почему же одни богатые, а вторые бедные? Буржуазное образование будет настаивать на важности предпринимательских способностей у людей, на их лидерских качествах, на умении выбирать верную стратегию поведения или продаж. Однако оно тактично промолчит о том, почему вы живёте от зарплаты до зарплаты, а кое-кто в состоянии купить себе роскошные дома и яхты.

Звёзды вашего телеэкрана покажут, как можно жить и веселиться, путешествовать и баловать себя гастрономическими изысками; они расскажут о важности фитнеса и йоги любому слесарю или шахтёру. Но будет настоящим событием, если кто-то из них откровенно скажет вам, на чьи средства они живут на самом деле. Как так получается, что украденный у нас труд превращается в капитал, на который у них, у шоу-менов, покупается реклама той красивой жизни, к которой они нас и призывают.

Нет, дорогие друзья, люди не делятся по вере и национальности, цвету кожи и расе — они делятся по классам. Классы различаются по отношению к средствам производства: имеют средства капиталисты, не имеют — пролетарии, наёмные рабочие.

Мы — наёмные рабочие!

В жестоком мире рынка и капитализма нам, рабочим, полезно понимать, что государство принадлежит не нам, а капиталистам; у рабочих с капиталистами неразрешимые разногласия. Поэтому основной метод отстаивания рабочими его прав — это борьба. В первую очередь — экономическая борьба!

«Сначала борьбу ведут отдельные рабочие, потом рабочие одной фабрики, затем рабочие одной отрасли труда в одной местности против отдельного буржуа, который их непосредственно эксплуатирует. Рабочие направляют свои удары не только против буржуазных производственных отношений, но и против самих орудий производства…»
«Манифест коммунистической партии»
К. Маркс и Ф. Энгельс

Осознав сам факт классовой борьбы, ты придёшь и к осознанию её следствий. Ты впадёшь в праведную ярость поняв, что твоё личное благосостояние не зависит от вложенного тобой труда: поскольку твоё благосостояние представляет из себя содержание твоей заработной платы, то и зависит оно не от твоего участия, а от выставленной стоимости на рынке труда. Ты поймёшь, что твой наниматель видит в тебе лишь товар, который он вынужден приобретать, и от которого он несомненно откажется, когда машина станет выгоднее для его производства. Ты поймёшь, что именно так человек и оказывается на улице, именно так и становится безработным. Ты, наконец, услышишь и увидишь то, что безработица для тебя — прямая угроза, поскольку раздробленные конкуренцией рабочие без труда заменят тебя, если ты откажешься быть товаром для своего нанимателя, если вспомнишь, что ты Человек!