Найти в Дзене

Как оформить инвестиции в бизнес

Оглавление

Вложиться в чужой бизнес можно разными способами. Рассказываем, какие есть варианты для ООО и ИП, и как их оформить.

Как оформить инвестиции в ООО

Способ 1. Вклад в уставный капитал и в имущество общества

Инвестор вносит свой вклад и становится одним из собственников компании. От размера вклада зависит, какая доля прибыли будет принадлежать новому собственнику. Когда инвестор входит в состав участников, распределение долей меняется.

Если инвестор получит небольшой процент в уставном капитале, ему будет сложно эффективно контролировать свои вложения. Если наоборот, он будет владеть большей частью, прежние собственники бизнеса рискуют утратить контроль над компанией.

Здесь нужно ориентироваться на соотношение между размером уставного капитала (УК) и суммой инвестиций. Если УК равен 10 млн рублей, а инвестор готов приобрести долю на 1 млн рублей, доля инвестора станет равна 10% и контроль останется в руках первоначальных владельцев.

Всё сложнее, если при создании сформировали минимальный уставный капитал в 10 тыс. рублей, как это часто и бывает. Любая серьёзная инвестиция намного превышает эту сумму. Если инвестор вложит в УК такой компании 1 млн руб., доля прежних участников составит всего 1 % и прежние собственники не смогут управлять компанией.

Но если участники договорятся между собой, размытия долей не будет, и инвестор купит за свои инвестиции ровно ту долю в УК, о которой договорились. Закон этого не запрещает. По закону вклад нового участника должен быть не ниже номинала доли, а ограничение «сверху» не предусмотрено.

Таким образом, есть два варианта действий.

1. Инвестор за оговоренную сумму покупает оговоренную долю в компании.

Пример

Уставный капитал ООО «Ракета» составляет 40 тыс. руб., активы компании — 25 млн. руб. Инвестор готов вложить в бизнес 5 млн руб, т.е. 20% от активов. По договорённости с первоначальными собственниками инвестор должен получить 20% долю в уставном капитале. Организация увеличила уставный капитал до 50 тыс руб за счёт вклада инвестора, номинальный размер которого составил 10 тыс. руб., т.е. 20% от нового размера УК. В соответствии с договором, инвестор приобрел указанную долю за 5 млн руб., которые были вложены в активы компании.

2. Сначала инвестор приобретает по номиналу долю в УК, а потом вносит сумму инвестиций в виде вклада в имущество уже как участник ООО.

Долю, которую покупает инвестор, определяют с учётом интересов всех сторон и параметров бизнеса. Здесь можно отталкиваться, например, от общей стоимости активов баланса.

Пример

Уставный капитал ООО «Полёт» составляет 10 тыс. руб., активы баланса 20 млн руб. Инвестор готов вложить 3 млн руб., что составляет 15% от активов компании. По договорённости с участниками общества инвестор приобретает 15% долю в уставном капитале за 1,5 тыс. руб., а затем вносит 3 млн руб. в качестве вклада в имущество.

Как оформить покупку доли в бизнесе без увеличения уставного капитала

Варианты тут могут быть разные: инвестор может купить долю у одного участника, у нескольких, или по определенной части у всех. Общий размер уставного капитала при этом не изменится. При любом варианте нужно соблюсти общие правила продажи долей. В первую очередь проверьте, разрешает ли устав компании продавать долю третьим лицам. Если нет, сначала нужно изменить устав.

Участник, который собирается продать свою долю третьему лицу, обязан сначала направить нотариально заверенное предложение об её покупке другим собственникам компании. Продать долю «на сторону» в общем случае можно, если другие участники в течение 30 дней не воспользуются своим преимущественным правом покупки. Но лучше получить от всех участников общества письменные отказы от покупки доли.

Затем нужно составить договор купли-продажи доли и сдать в ИФНС документы, необходимые для государственной регистрации сделки.

  1. Договор купли-продажи.
  2. Отказы других участников от преимущественного права покупки доли.
  3. Документы компании: Устав, ИНН, ОГРН, выписку из ЕГРЮЛ.
  4. Документы продавца и покупателя доли: если это юридические лица, то те же, что в предыдущем пункте, если физические лица, то копия паспорта и свидетельство ИНН
  5. Документы, которые подтверждают оплату доли: расписка, чек, квитанция и т.п.
  6. Заявление по форме Р13014.
  7. Квитанцию об оплате госпошлины 800 рублей, если документы сдают в бумажном варианте.

Порядок оплаты при реализации доли без увеличения уставного капитала в законах не прописан. Инвестор должен внести средства в срок, указанный в договоре купли-продажи доли.

Как оформить покупку доли с увеличением уставного капитала

Если вклад инвестора будет увеличивать уставный капитал, то сначала в любом случае придётся изменить Устав компании и прописать в нём новый размер уставного капитала. Затем нужно включить нового собственника в состав участников. При этом изменятся доли всех других участников, что также необходимо отразить в Уставе. Эти решения можно принять одновременно и оформить одним протоколом.

Инвестор должен внести средства в уставный капитал в течение 6 месяцев после принятия общим собранием решения о включении нового собственника в состав участников.

Если компания использует типовой устав, то в течение месяца после оплаты взноса в уставный капитал нужно сдать в ИФНС документы для государственной регистрации:

  1. Протокол собрания участников.
  2. Новую редакцию Устава в двух экземплярах.
  3. Квитанцию об оплате госпошлины 800 руб. при оформлении документов на бумаге.
  4. Документы, подтверждающие внесение вклада в УК новым участником.

Если устав компании отличается от типового, в нем могут быть предусмотрены иные сроки для подачи документов в ИФНС.

Как оформить вклад в имущество общества

После того, как новый участник вошёл в состав ООО, он может внести свои инвестиции, то есть сделать вклад в имущество. Вклад в имущество компании оформить намного проще, чем изменение уставного капитала или состава учредителей.

Государственная регистрация здесь не потребуется, достаточно решения общего собрания участников, оформленного протоколом. В общем случае для этого необходимо не менее 2/3 голосов, но в уставе может быть предусмотрен и более высокий порог голосов для одобрения вклада, вплоть до единогласного.

Налоговые последствия при вкладе в имущество

Лучше всего делать вклады в уставный капитал или имущество компании деньгами. В этом случае никаких налоговых последствий для обеих сторон сделки не будет. Если же участник вкладывает имущество или нематериальные активы (НМА), то нужно учитывать особенности расчёта НДС.

НДС при неденежных вкладах в уставный капитал

Если инвестор работает на общей налоговой системе (ОСНО) и вкладывает в уставный капитал имущество или НМА, то ему придётся восстановить ранее взятый к вычету НДС по этим ценностям:

  • по основным средствам и НМА — пропорционально остаточной стоимости;
  • по другому имуществу, например, товарам или материалам — в полном объёме.

Если компания — получатель инвестиций тоже работает с НДС, то она может взять к вычету налог по материальным ценностям или НМА, полученным в качестве вклада в уставный капитал.

Таким образом, если обе стороны платят НДС, то дополнительных налоговых затрат в целом по бизнес-проекту не будет. Если же инвестор работает с НДС, а принимающая сторона использует один из спецрежимов, то восстановленный налог будет потерян.

НДС при передаче материальных ценностей в качестве вклада в имущество общества

Вкладывать материальные ценности в имущество ООО менее выгодно, чем в УК. По мнению налоговиков, в этом случае инвестор, который работает на ОСНО, должен начислить НДС на стоимость передаваемого имущества. При этом получатель не может взять налог к вычету, так как ценности получены безвозмездно и не относятся к вкладам в УК.

Правда, эту позицию налоговиков можно оспорить. К реализации для начисления НДС не относится любая передача ценностей, которая носит инвестиционный характер. Вклады в имущество компании по экономическому смыслу тоже можно отнести к инвестициям, хотя они и не влияют на уставный капитал.

Но доказывать свою правоту, скорее всего, придётся в суде. Примеры разрешения подобных дел в пользу налогоплательщиков: постановления ФАС ЦО от 20.02.2007 № А-62-3799/2006 и ФАС ВВО от 03.12.2012 № А29-10167/2011.

Способ 2. Создание простого товарищества

Простое товарищество — это объединение двух или нескольких участников без образования юридического лица. Участники товарищества соединяют свои вклады и договариваются об условиях совместной деятельности. Поэтому такой способ — это, скорее, не инвестиции, а объединение ресурсов сторон в отдельном проекте.

Целью товарищества может быть как получение прибыли, так и любая другая законная деятельность, например — благотворительная. Если товарищество создано для предпринимательской деятельности, то его участниками могут быть только коммерческие организации или ИП.

Риски для сторон сделки

Cтороны в товариществе равноправны и формально нельзя сказать, кто из них инвестор, а кто — получатель инвестиций. Можно условно назвать «инвестором» того из товарищей, вклад которого будет больше чем у другого или других, если участников несколько.

Участники товарищества отвечают по общим обязательствам, связанным с ведением бизнеса, солидарно. Это значит, что кредитор имеет право взыскать долг с любого из них, а также со всех или некоторых участников в произвольных долях. Поэтому больше рискуют те бизнесмены, у которых есть значительные средства на счетах или ликвидные дорогостоящие активы.

Налоговые последствия

Прибыль от общей деятельности товарищества по умолчанию распределяется пропорционально вкладам, но соглашением сторон может быть установлен и другой порядок. Каждый из товарищей платит налоги со своей доли дохода по правилам своего налогового режима. Это может быть общая система налогообложения, УСН «Доходы минус расходы» или ЕСХН.

Использовать УСН «Доходы» при работе в рамках простого товарищества нельзя. Также не могут входить в товарищество предприниматели на ПСН.

Доходы от деятельности товарищества облагаются НДС вне зависимости от состава участников. Поэтому, если все или некоторые участники соглашения работают на спецрежимах, такой формат увеличит для них налоговую нагрузку.

Как оформить создание простого товарищества

При создании простого товарищества следует составить договор. В этом документе нужно отразить основные положения.

  1. Размер вкладов товарищей и порядок их внесения.
  2. Принципы распределения общих расходов.
  3. Порядок распределения прибыли
  4. Выбор товарища, который будет вести общие дела и сдавать отчётность.

Способ 3. Предоставление займа

Как правило, договор займа предусматривает плату за использование имущества в виде процентов. В нашем случае проценты — это доход инвестора от вложения в бизнес.

Риски для сторон сделки

Риски для инвестора при выдаче займа выше, чем при вкладах в уставный капитал или создании товарищества, потому что инвестор не сможет влиять на решения компании.

В договоре займа можно прописать механизм контроля. Например, инвестор будет регулярно получать отчёты о деятельности компании и расходовании заёмных средств. Но займодавец в данном случае не сможет прямо участвовать в управлении бизнесом. Если инвестору потребуется дополнительная информация, не указанная в договоре, то руководство компании не обязано её предоставлять.

Инвестор может защитится от невыплаты процентов или невозврата займа, заключив договор об обеспечении. Тогда принимающая инвестиции сторона рискует потерять активы или даже весь бизнес, если не вернет заём.

Риски обеих сторон во многом зависят от того, какое обеспечение предусмотрено по договору. Это может быть залог основных активов компании: зданий, оборудования, транспорта и т.п. Также в качестве залога могут выступать и доли в уставном капитале. Иногда инвестор требует дополнительные гарантии — личное поручительство собственников и руководства компании.

Налоговые последствия

При выдаче и возврате займа деньгами никаких налоговых последствий для обеих сторон не будет. Инвесторам, которые применяют ОСНО, лучше не выдавать займ имуществом. С точки зрения налоговиков, выдача займа в виде имущества относится к реализации и подлежит обложению НДС.

Также придётся заплатить НДС и при возврате займа имуществом по соглашению о предоставлении отступного. Если заём имуществом возвращает компания или ИП на упрощёнке, то стоимость передаваемых ценностей, по мнению налоговиков, нужно включить в облагаемую базу по УСН.

Инвестор будет платить налоги с дохода в виде процентов по займу в соответствии со своим статусом и режимом налогообложения. Получатель инвестиций может включить проценты в расходы и уменьшить облагаемую базу, если его налоговый режим предусматривает учёт расходов.

Как оформить выдачу займа

Нужно оформить только договор займа. В большинстве ситуаций кроме него заключают и договоры об обеспечении: залоге имущества и (или) поручительстве. Государственная регистрация самого договора займа не требуется. Но если в качестве обеспечения оформляют недвижимость, то нужно зарегистрировать договор залога в Росреестре. Договор залога долей в уставном капитале нужно заверить у нотариуса и зарегистрировать в ИФНС.

Как оформить инвестиции в ИП

Для ИП подходит только получение займа от инвестора и создание простого товарищества, если он не использует патентную систему налогообложения. При этом ИП по умолчанию отвечает за нанесённый другой стороне сделки ущерб всем своим имуществом.