В прошлом месяце Министерство финансов Эстонии опубликовало текст законопроекта «О внесении изменений в Закон о предотвращении отмывания денег и финансирования терроризма, и другие законодательные акты» (далее – «Законопроект»). Наибольшая часть предложений данного Законопроекта направлена на внесение изменений в регулирование виртуальных валют в Эстонской Республике
Основная тенденция, которую можно заметить в этих нововведениях – ужесточение требований к учету криптовалютного оборота, а также к организациям, осуществляющим деятельность с использованием криптовалют.
В Эстонии в 2017 году были приняты законодательные акты, в соответствии с которыми, компании могли получить два вида лицензий, для осуществления деятельности, связанной с виртуальными валютами. Первый, «Virtual Currency Exchange», предназначался для осуществления обмена криптовалют на фиатные валюты и наоборот. Второй вид лицензии, «Virtual Currency Wallet», позволял организациям открывать электронные кошельки для клиентов, которые могли быть использованы как для хранения виртуальных валют, так и для осуществления платежей.
В начале 2020 года в Эстонии произошли первые серьезные изменения в лицензировании деятельности, связанной с использованием виртуальных валют. Со вступлением в силу изменений к «Закону о предотвращении отмывания денег и финансирования терроризма (MLTFPA)», была введена единая лицензия в сфере криптовалют – «Virtual Currency Service Provider». По такой лицензии организации могли осуществлять как обмен виртуальных валют, так и предоставление сервиса по хранению криптовалют для своих клиентов.
К середине 2021 года эстонскими государственными органами было отозвано около 2000 крипто-лицензий по причине выявления нарушений при их использовании. Однако, новый глава эстонского бюро по борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма, Матис Маекер, заявил, что Эстония должна отозвать все лицензии и радикально переделать систему лицензирования, для приведения её в соответствии со всеми международными стандартами.
Новые же изменения всё также связаны с общемировой тенденцией ужесточения мер борьбы с отмыванием денежных средств и финансированием терроризма.
Так по задумке законопроекта в соответствии с рекомендациями Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (далее – «FATF»), а также с положениями пятой AML Директивы Европейского Союза, нижний порог по сделкам, по которым обязательно на проведение процедуры KYC (процесс верификации личности клиента, а также источников его дохода) в отношении клиентов, будет снижен с 15 000 евро до 1000 евро. Это в свою очередь будет накладывать дополнительную административную и экономическую нагрузку на компании, осуществляющие деятельность с использованием виртуальных валют, так как им придется значительно тщательнее контролировать такие сделки, а также чаще передавать информацию в государственные органы.
Другим важным изменением является то, что надзор деятельности крипто-компаний в Эстонии с 2022 года будет осуществлять не Подразделение финансовой разведки, а Орган финансового надзора Эстонии (далее – «EFSA»). Изменится и порядок сбора пошлин: если сейчас одновременно с подачей заявления на получение лицензии подлежит уплате единственная пошлина в размере 3 300 евро, то с 2022 года с переходом полномочий к EFSA при подаче заявления на получение лицензии будет взиматься пошлина в 1000 евро, но при этом появится обязанность по уплате ежегодных взносов за «осуществление надзора» данным государственным органом.
Кроме того, с принятием новых изменений вводятся требования к правлению компании. Правление не только должно быть компетентным в ведении бизнеса, иметь образование и опыт, а также хорошую деловую репутацию, но и понимать принципы работы технологии, каким способом предоставляется такая услуга, как будет осуществляться защита интересов пользователей и их персональных данных и каким образом члены правления могут предотвращать незаконную деятельность с использованием их сервисов. Для компании обязательно наличие как минимум двух лиц в правлении. Все эти требования принимаются постольку, поскольку для открытия крипто-компаний предприниматели активно пользовались номинальным сервисом, назначая одного гражданина Эстонии в качестве директора компании, который фактически не принимал никакого участия в её деятельности.
Изменения могут также коснуться и простых пользователей виртуальных валют, так как законопроектом предлагается и изменение порядка учета участников криптовалютных транзакций. В особенности это коснется инвестиционных токенов, для которых предлагается создать открытый реестр, где для каждого токена в системе будет отображаться его собственник, а также объем прав и наличие ограничений по таким токенам. Обсуждения ведутся также и по другим сферам использования виртуальных валют.
Как можно видеть, Эстония нацелена на приведение своего национального регулирования к наибольшему соответствию как нормам международных нормативных правовых актов, так и рекомендательных актов неправительственных организаций, потому как правительство стремится сделать свою страну не только наиболее привлекательной для крипто-бизнеса, но и наиболее прозрачной в целях борьбы с отмыванием денежных средств и финансирования терроризма. Обсуждение законопроекта всё ещё находится в активной стадии, однако в любом случае новая редакция закона вступит в силу в 2022 году. Всем компаниям, которые на данный момент уже обладают крипто-лицензиями необходимо будет привести свою деятельность в соответствие с новыми требованиями.