Сквозное меню по отчету Другая Турция 2019:
Часть 1 / Часть 2 / Часть 3 / Часть 4 / Часть 5 / Часть 6 / Часть 7 / Часть 8
Гуляем по городку Caycara, по названию не трудно догадаться, что это чуть ли не центр чайной провинции в Турции!
Да так оно и есть. Все склоны всех частных владений тоже засажены чайными кустами.
Благоприятный мягкий климат Черного моря, влажность и минимальный перепад температур — идеальное место для возделывания этой культуры.
Пытаемся попасть на пару фабрик, где идет прием сырья — из грузовиков прямо на бетон высыпаются мелкие свежие чайные листочки и они убегают по ленте прямо в жерло цехов, где что--то грохочет и шипит.
К сожалению, персонала минимум — все пожимают плечами и приглашают через пару дней после праздников.
Мы продолжаем скупать чай в магазинах при фабриках.
Удалось купить даже "эко" чай, но в Москве это была единственная пачка чай, который мне не понравился. Слишком слабый и невнятно пресный вкус. Но громкое название ЭКО и крафт упаковка говорит нам, что и на этот чай есть свой покупатель.
Очень часто попадались свежезалитые участки бетона вдоль дороги, поперек дороги, какие-то перепады и уклоны. Думаю, что за прилегающую к участку дорогу отвечает хозяин дома. А вот асфальт кладет уже муниципалитет. Есть аккуратно сделанные парковки, прилегающие территории, а есть, наоборот, унылые и кривые. Какой хозяин — такая и дорога. Что тут объяснять. Но много и современных женщин, рассекающих за рулем достаточно свежих машин, с манюкюром, накрашенными ресницами, губами. Курящих женщин тоже видели.
По ощущениям, в Турции курит 100 процентов мужчин.
Чай пьют тоже они!
Кстати, мы не курим, но за все время проведения в Турции выпили чая на год вперед, в том числе и в компании местных :)
Кстати, в Турции можно встретить достаточное количество собак на выгуле, а кошек гораздо меньше.
Бона не вызывала у местного населения раздражения, очень часто спрашивали "что за порода", естественно, на турецком, получали ответ, естественно, на русском :)
Все всех устраивало, было видно по улыбкам.
К движению в Турции нужно привыкнуть, самое главное, не пасовать.
Здесь нет правила "проезжает сильнейший или богатый", как в арабском мире. Здесь все решается кивком головы. Хотя, на центральных улицах есть и светофоры и разметка. Проезжающих на красный свет полно. НО и аварий мы не видели. Трафик минимальный.
Колеса разной степени изношенности встречаются практически во всех горных городах и деревнях страны. Мы встречали даже деревянные конструкции.
Народ живет, народ использует энергию воды в своих целях.
Обсудив с несколькими местными (насколько это было возможно) дорогу до Байбурта, решаем использовать единственный шанс — пройти местной верхней дорогой перевал и оказаться прямиком в Байбурте, не устраивая прогонный день. Внизу, в ущельях повсюду работала какая-то техника, экскаваторы и трактора, ездили бетономешалки.
Турки активно ведут стройку, это главный показатель работоспособной экономики, когда население может себе позволить улучшать собственное жилищное положение.
На серпантине, ведущему в гору, мы не встретили никого!
В кунге Хайлакса болтались три полные канистры с топливом, запас местного хлеба и консервы. Мы не боялись трудностей следующие пять-семь дней и готовы были снова включить режим "Автономка".
По дороге вверх можно было подниматься на заднем приводе, но мы врубили 4х4, тем самым сняв немного нагрузки с загруженного заднего моста пикапа.
Кстати, у нас собой было ДВА запасных колеса. На подобные поездки я всегда беру ДВЕ запаски.
Личный опыт в Марокко — выкинул покрышку из за огромного прокола тонким камнем, оказалась не ремонтно пригодной. Была бы одна запаска — ехал бы на 4х колесах дальше, а так как было две запаски, я уверенно продолжил путь на пяти колесах!
Попивая чай из термоса, закусывая вкусным местным хлебом с ветчиной, нам не казался этот подъем каким-то сложным или странным.
Но мы четко понимали, раз начался снег по обочинам…то мы снова (в 99%) развернемся и поедем обратно.
Я несколько раз уже оставлял комментарии по поводу путешествия с собакой и даже написал в своем блоге об этом большую статью, полагаясь на свой опыт.
Так вот, как бы ваш питомец не выпрашивал у вас кусочек ветчины или кебаба, сушеного мяса или хлебушка, следуйте простому правилу — ТОЛЬКО КОРМ.
Если у собаки все в порядке с пищеварением, то можно и побаловать (как я).
НО, если есть вопросы, то запас корма сделает поездку более комфортной и прогнозируемой.
Собаку в этой экспедиции кормил кормом Платинум, проверенном на Боне и в Монголии и в Казахстане до этого.
Мы все разные. Нет одинаковых людей.
Кому-то надо спешить и спотыкаться, а кому-то надо просто подышать и побыть одному.
Один из самых опытных моих товарищей — Леха, профессиональный водитель, 4х4, прекрасный механик и честный, что важно, человек.
ОН может молча ехать весь день, а перед сном выдать какое-то важное размышление и я понимаю, вот он, настоящий друг.
А если другу хочется залезть на какую-то скалу и помедитировать там, так путь лезет, мы не спешим!
Вот по обочинам появились сугробы выше автомобиля, но состояние дороги и отсутствие свежих следов подсказывало нам, что шансов взять перевал нет.
Нам всю дорогу попадался свежий след от мототехники. Нам было жутко интересно, кто это и куда он едет. И получилось ли у него, так как обратных следов не было, только вверх.
Догоняем мотоциклиста на чешских номерах!
Он тоже едет в Байбурт и тоже кружит уже третий день по местным перевалам, постоянно упираясь в снег.
С удовольствием пьет чай, спрашивает у нас про бензин (увы).
Говорит, что уже три раза спускался обратно, для пополнения запасов топлива.
Договариваемся вместе продолжить часть пути и помочь друг другу с навигацией.
Кстати, чешский товарищ из Праги ехал на Памир.
У меня уже затерялся его инста-профиль, , но через пару месяцев после этой встречи он прислал фотографию из Бишкека :) У него все получилось, в одиночку.
Главной особенностью этой поездки — было отсутствие жесткого графика, что позволило нам в полной мере вкусить этой Другой и Дикой Турции, не с картинок туроператоров.
До взятия перевала оставалось каких-то пару километров.
Наш чешский товарищ, покружившись по невнятным отвороткам, снова нас обогнал и поехал вперед.
Держим кулачки. Повезет ли нам в этот раз?!
Продолжение в Пятой части отчета
Сергей Лысенко ЛС78
фотографии автора
Сквозное меню по отчету Другая Турция 2019:
Часть 1 / Часть 2 / Часть 3 / Часть 4 / Часть 5 / Часть 6 / Часть 7 / Часть 8