Найти тему
Университет «Синергия»

ЕГЭ – самый противоречивый образовательный проект. Зачем он нужен?

Оглавление

Чиновники и эксперты в сфере образования на протяжении многих лет ведут споры о том, не вернуться ли к старой практике внутренних экзаменов при поступлении в вуз. При этом, некоторые университеты страны даже используют такой способ совместно с учетом результатов ЕГЭ. Порассуждаем, стоит ли отказаться от госэкзаменов или все-таки они обладают преимуществами.

Подмена ценностей

Несомненно, любая отрасль должна развиваться, и образование – не исключение. Однако стоит учитывать, что данная сфера одна из наиболее консервативных, а любые трансформации в ней имеют длительный эффект. Поэтому разом «перечеркнуть» старую систему, пожалуй, не самое лучшее решение.

Для многих экспертов очевиден факт того, что с введением ЕГЭ учеба превратилась в «натаскивание» учащихся на сдачу госэкзаменов. А вместо развернутых рассуждений, школьники стали мыслить в рамках тестовых «да/нет».

Конечно с течением времени экзамен изменился и сегодня включает больше практико-ориентированных заданий. Но проблема до сих пор осталась и решить ее не представляется возможным.

Кроме того, есть и другие аргументы против ЕГЭ. Например, практически все школьники концентрируются на изучении дисциплин, которые будут сдавать на госэкзаменах. А предметы, не входящие в этот перечень, осваиваются формально.

Все это приводит к подмене ценностей образования. И сегодня, задавая ученикам вопрос: «Какая ваша цель учебы?», все чаще можно услышать в ответ: «Сдать ЕГЭ».

Моноцентрическая модель образования

Одной из целей введения ЕГЭ было создать равные возможности для поступления в институты школьникам из любых регионов. В результате, большинство выпускников из провинции покидают свой родной край и насовсем уезжают в крупные города, где есть хорошие учебные заведения. Таким образом, регионы лишаются грамотных квалифицированных специалистов.

Как кажется многим экспертам, такой подход – не самый правильный. На самом деле было бы лучше, если бы и в регионах имелись эффективные вузы, куда стремились бы поступать ребята.

Выбор профессии с оглядкой на балл

Еще одна проблема госэкзаменов заключается в том, что многие школьники выбирают специальности в вузах исходя не из собственных предпочтений и увлечений, а из набранных баллов ЕГЭ. Это приводит к росту отчислений из институтов и отказу выпускников работать по приобретенной профессии.

Психологические проблемы

Сегодня очевидно, что выпускники, сдающие ЕГЭ, испытывают сильный стресс и переживания. Пугает и сама организация процесса: бесчисленные проверки, тотальный контроль, строгий регламент. Не удивительно, что количество обращений к психологам в таких условиях сильно возрастает.

Подводя итог, отметим, что с введением ЕГЭ удалось снизить уровень коррупции и добиться того, что все школьники страны имеют равные возможности поступления. Однако, получить высокие баллы на госэкзаменах могут только те, кто интенсивно занимался с репетиторами. А это – доступно не каждому. Получается, дискриминация никуда не исчезла, а просто поменяла свой вид.

Так стоит ли возвращаться к старой системе приема в вузы или все же нужно дать еще один шанс ЕГЭ? А как считаете вы?🤔

#егэ #учеба #образование #школьное образование #экзамены