Найти в Дзене
Курица написала

Что может натворить бабочка, или Теория хаоса в действии

Я вообще ни разу не физик и не математик. На школьных уроках физики в детстве от учителя я слышала только: "Здравствуйте, дети! Сегодня на уроке мы изучим буль-буль-буль шшшшшшшш буль-буль-буль шшшшшш", а считать не умею до сих пор совсем, цифры вызывают у меня состояние, близкое к истерике. Я не шучу. Как-то я пыталась самостоятельно посчитать сумму налогового вычета, но уже через пять минут начала рыдать от собственного бессилия. Но даже такой далекий от всех этих физико-математических изысканий человек, как я, смог понять Теорию хаоса и даже испытать ее на собственной шкуре.

Так вот, Теория хаоса гласит, что малейшие изменения начальных условий могут привести к значительному отклонению результата в сложной системе. Вы, наверное, слышали фразу: "Взмах крыла бабочки на одном конце земного шара может вызвать ураган на другом". Вооот, это про Теорию хаоса.

-2

Итак, возьмем сложную систему. Школьный урок. Почему сложную? А потому что слишком многое нужно учесть при планировании урока: и какова тема урока, и какой класс перед тобой, и который урок по счету у этого класса (первый или шестой? на первом все еще спят, на шестом буянят), и присутствует ли двоечник Петя Васечкин на уроке, где он сидит и в каком настроении, а еще время года, погоду и магнитное поле. То есть нужно учесть множество вещей, от учителя совершенно не зависящих.

-3

И вот учитель вроде бы все тщательно спланировал, продумал весь урок от начала до конца, попытался предугадать настроение Пети, уровень подготовленности Маши, степень проникновения солнечных лучей в окна кабинета, возможность срабатывания пожарной сигнализации, а ещё влияние эпидемиологической обстановки и мирового экономического кризиса на среднестатистического школьника и отдельно Петю. И все равно посреди урока случится какая-нибудь неожиданность. Например, залетит бабочка. "Фигня!" - скажете вы. И будете неправы.

Вот и ко мне в кабинет как-то раз в окно залетела бабочка прямо посреди урока. Это был бражник - довольно крупная сумеречная бабочка, которая летает, как вертолет. На дворе была осень, видимо, она искала местечко для зимовки и решила, что школа - то самое место.

Вот такая бабочка, довольно милая, по-моему.
Вот такая бабочка, довольно милая, по-моему.

Глупая бабочка! Залетела в класс, стала бестолково метаться. В кабинете воцарился хаос. Все, что могло кричать, кричало, все, что могло размахивать руками, ими и размахивало. А ещё летали учебники, тетради и пеналы. Для современных детей что бабочка, что истребитель - одно и то же. Они бабочку боятся. Вдруг укусит. Или ещё какой фортель выкинет, бабочки, они такие: никогда не знаешь, что у них на уме.

-5

Я минут пять оторопело наблюдала за этим всеобщим безумием, изумляясь такой реакции. Вот каждый раз в подобных случаях я говорю себе, что это крайняя точка моего удивления, больше уже ничему я в этой жизни не удивлюсь. Но нет! В следующий раз я удивляюсь еще больше! Вот как это объяснить? Потом я опомнилась и громовым голосом заявила:

- Не сметь обижать бабочку! Ее зовут Аркадий, это мой старый знакомый.

Тут уже изумились и сразу же замолчали дети. Это всегда хорошо на них действует - сделать что-нибудь странное, например, поговорить с портретом Пушкина или пощелкать выключателем, изображая при этом звуки сигнализации. Они почему-то сразу от этого успокаиваются. Видимо, сумасшествие можно победить ещё большим сумасшествием.

Бабочка Аркадий ещё немного пометалась по кабинету и наконец-то забилась в какую-то щель. Порядок был восстановлен.

-6

Вот так взмах крыла бабочки устроил нам тайфун, только не на другом конце света, а прямо тут, в школьном кабинете. Разве это не подтверждает Теорию хаоса?

P.s. Через пару недель бабочка Аркадий проснулась, выбралась из своего убежища и, снова устроив переполох, вылетела в открытое окно.

#школьная жизнь #юмор #бабочка #теория хаоса