Найти в Дзене
Светлана Россинская

ВОЗВРАЩЕННЫЕ ИМЕНА: ПИАНИСТКА ВЕРА ЛОТАР-ШЕВЧЕНКО

Материал для исторического парадокса- он-лайн мероприятия в рамках акции «Возвращенные имена». К 30 октября - Дню памяти жертв политических репрессий

День памяти жертв политических репрессий, который ежегодно отмечается 30 октября, это напоминание нам о трагических страницах в истории России, когда тысячи людей были необоснованно подвергнуты репрессиям, обвинены в преступлениях, отправлены в исправительно-трудовые лагеря, в ссылку и на спецпоселения, лишены жизни.

Нравственные и физические страдания коснулись не только самих репрессированных, но и их родных и близких. Клеймо «врагов народа» и их пособников легло на безвинных людей и целые семьи. Миллионы погибли в результате террора и ложных обвинений. Советской пианистке Вере Шевченко (1899-1982) повезло - она осталась жива.

ПИАНИСТКА

В лагере зэки кухонным ножом вырезали для нее на нарах фортепианную клавиатуру. И она по ночам играла на этом безмолвном инструменте Баха, Бетховена, Шопена. Женщины из барака уверяли потом, что слышали эту беззвучную музыку, просто следя за ее лицом и пальцами, искореженными работой на лесоповале.

Дочь француза и испанки - преподавателей Парижского университета Сорбонна, Вера Лотар в 12 лет дебютировала с оркестром под руководством великого Артуро Тосканини. Училась в Париже у Альфреда Корто, затем в Венской академии музыки, в Генуе - у Альберто Берсани, во Флоренции - у Эрнесто Консоло. Выступала с итальянскими оркестрами.

Будучи уже известной пианисткой, дававшей сольные концерты во многих странах мира, она вышла замуж за советского инженера с репутацией «русского Страдивари». Эмигрант из Российской Империи, инженер-акустик Владимир Шевченко работал над созданием смычковых инструментов.

В 1939 году Вера приехала вместе с мужем в СССР. В советских документах в графе «национальность» у нее было записано - француженка. Вскоре Владимир был арестован. Вера кинулась в НКВД и стала кричать, путая русские слова и французские, что муж ее - замечательный честный человек, патриот, а если они этого не понимают, то они - дураки, идиоты, фашисты… и берите тогда и меня…

Они и взяли. 1 января 1942 года Вера была арестована. Осуждена на десять лет заключения по статье 58-10 (антисоветская агитация).
И будет Вера Лотар-Шевченко восемь лет валить лес на Урале. Узнает о смерти мужа в лагере...

-2

«ЖИЗНЬ, В КОТОРОЙ ЕСТЬ БАХ, БЛАГОСЛОВЕННА»

Освободится в Нижнем Тагиле. И прямо с вокзала, в драной лагерной телогрейке, из последних сил поздним вечером побежит в музыкальную школу, будет дико стучать в двери, умоляя о «разрешении подойти к роялю»… чтобы… чтобы «играть концерт»… Ей разрешат.
В тот день, у закрытой двери, не смея зайти, навзрыд рыдали педагоги. Было же понятно, откуда прибежала женщина в драной телогрейке. Вера играла почти всю ночь. И заснула за инструментом. Потом, смеясь, рассказывала: «А проснулась я уже преподавателем той школы».

В Нижнем Тагиле Вера работала концертмейстером, была солисткой областных филармоний в Свердловске и Барнауле.

Аккомпанируя спектаклям в нижнетагильском городском театре, познакомилась с их режиссёром Владимиром Мотылем. В фильме Мотыля «Звезда пленительного счастья» отзвук знакомства с Лотар-Шевченко слышен в образе Полины Анненковой-Гебль. После выхода фильма Мотыль прислал пианистке журнал со статьей о нем и автографом поверх статьи: «Образ Полины я делал с Вас, Вера!»

Последние шестнадцать лет своей жизни Вера Лотар-Шевченко проживет в Академгородке под Новосибирском. А все потому, что 19 декабря 1965 года в газете «Комсомольская правда» был опубликован очерк Симона Соловейчика «Пианистка», посвящённый ее судьбе.

Этот очерк сделает имя пианистки знаменитым: она получит огромное количество писем, концерты станут проходить с аншлагами, а академик Лаврентьев, руководитель Сибирского отделения АН СССР, предложит Лотар-Шевченко жить и работать в Новосибирском Академгородке. Она согласится и станет солисткой Новосибирской государственной филармонии.

-3

Вера Лотар - Шевченко не просто восстановится после лагеря как музыкант, но и начнет активную гастрольную деятельность. На ее концерты билеты в первый ряд продавать не будут: места здесь предназначались для тех, с кем она разделила страшные лагерные годы. Пришел, значит, жив.

Пальцы у Веры Августовны до конца жизни будут красные, корявые, узловатые, гнутые, изуродованные артритом. И еще - неправильно сросшиеся после того, как их на допросах переломал старший следователь, капитан Алтухов. Переломал не спеша, смакуя каждый удар, рукоятью пистолета. Фамилию следователя Вера Лотар-Шевченко будет помнить всю жизнь и никогда его не простит...

-4

В последние годы жизни она вновь получит возможность концертировать в городах СССР, а также Москве и Ленинграде, однако записей её игры почти не останется. Ключевыми авторами репертуара Лотар-Шевченко будут Иоганн Себастьян Бах, Людвиг ван Бетховен, Фридерик Шопен, Ференц Лист, Клод Дебюсси.

Скончается известная пианистка в 1982 году, в 83 года. Похоронят ее на Южном кладбище Новосибирского Академгородка. А на могиле выбьют её собственную фразу: «Жизнь, в которой есть Бах, благословенна.»

-5

Судьба Лотар-Шевченко в самых общих чертах ляжет в сюжетную основу фильма «Руфь» (1989), снятого режиссёром Валерием Ахадовым по сценарию Евгения Козловского. Главную роль в нем сыграет французская актриса Анни Жирардо, фортепианные композиции прозвучат в исполнении Елены Кушнеровой.

В 1991 году о Вере Августовне режиссёром-оператором Валерием Клабуковым по сценарию С. Березанской и Л. Гуревича будет снят цветной документальный фильм «Мы ещё будем жить настоящей жизнью». А в Новосибирске с 2005 года ежегодно будет проходить Международный конкурс пианистов имени Лотар-Шевченко.

ДЕНЬ УЗНИКА СОВЕСТИ

День памяти жертв политических репрессий правильнее было бы назвать Днем узника совести, ведь при Сталине в политические лагеря отправляли, по большей части, не тех, кто занимался политикой; не тех, скажем, кто боролся за власть или против власти. Это были обычные люди, попавшие в тюрьму просто за то, что хотели жить по правде, по совести. Мы не вправе забывать горькие событиях нашей истории, если только не хотим, чтобы это когда-нибудь снова повторилось…

В фонде библиотеки «Фолиант» достаточно много книг, которые прослеживают процесс усиления единовластия, подмены диктатуры пролетариата диктатурой «вождя». Которые показывают генезис культа личности Сталина, человека, который был главным виновником беззаконий, творившихся в стране в 40-е-начале 50-х годов.

Многие авторы этих книг сами прошли через советские лагеря. Через тюрьмы и допросы, издевательства и карцеры, камеры смерти и этапы. Они работали на лесоповале и в рудниках, голодали, болели, теряли товарищей. Но в нечеловеческих условиях, при любых обстоятельствах - будь то стычки с лагерным начальством или конфликты между политическими и уголовниками - они умели отстоять свое достоинство. А свои воспоминания отразили в книгах.

Пишу во имя тех - кто живы,
Чтоб не стоять им в свой черед
Толпой послушно молчаливой
У темных лагерных ворот.
(Елена Владимирова «Колыма»)

P.S. С 26.10. по 7.11.21. включительно библиотека работает дистанционно. Книги можно будет взять на дом после 8 ноября.

25.10.21. Россинская Светлана Владимировна, гл. библиотекарь библиотеки «Фолиант» МБУК «Библиотеки Тольятти»; e-mail:
rossinskiye@gmail.com 30-78-00