Всем привет! Создатели фильмов ужасов не оставляют попыток рассказать истории о жутких домах, упражняясь и конкурируя в создании мрачных легенд и эксплуатации темы энергетики пространства. Из трёх сегодняшних фильмов два идут именно по этому пути, третий же концентрируется на визуальных решениях и обыгрывает тему подсознания.
Странный дом
Фильмы из Южной Кореи всегда были в особом почете у любителей криминальных детективов, равно как и у фанатов нестандартных хорроров - даже если южнокорейский режиссер выпускал переосмысление американского фильма (смотри "Звонок из прошлого"), это все равно получалось совсем другое кино. Теперь же, после выхода суперпопулярного сериала "Игра в кальмара", кажется, южнокорейский кинематограф получит полтораста очков форы повышенного внимания со стороны зрителя.
Сегодня у нас в подборке фильм малоизвестного режиссера Чо Ба-рына, который решил пойти тропой призраков, городских легенд и проклятых мест и, конечно, рассказать вполне обычную историю по-особенному, как умеют делать только в ЮК.
Итак, повествование ведётся от лица Джи-Ву, автора так называемых веб-тунов, которые, как и всё южнокорейское теперь имеют шанс получить популярность за пределами страны. Веб-туны изначально были созданы как формат отсканированных бумажных комиксов для чтения на смартфоне, но вскоре появилось множество авторов, создающих комиксы изначально в новом формате. Джи-ву выбирает для своих творений жанр хоррора, а вернее - перекладывает в комиксы городские легенды и прочий хоррор-фольклор. После провала первого альманаха Джи-ву находит, как ему кажется, золотую жилу - до него доходят слухи о заколдованном заброшенном отеле, где творились жуткие вещи, и он приходит к бывшему администратору отеля, ещё не понимая, что найденная жила может оказаться слишком тяжёлой ношей.
Всё начинается, как серия интервью, и уже в первой истории авторы ловко переплетают героев всех будущих баек. Первый рассказ бывшего управляющего - незамысловатая история в духе дома с привидениями о писателе, вселившемся в гостиничный номер для уединения и написания новой книги. Мужчину начинают преследовать звуки и видения, и вскоре мы узнаем, что когда-то это место было чем-то вроде детского дома. И, судя по всему, дети не были там особенно счастливы.
Вторая легенда рассказывает о женщине-фармацевте, которая встречается с женатым мужчиной. Одним злополучным вечером ухажёр приходит в её дом, и она понимает, что он сделал нечто страшное. Надо сказать, эта история вышла жуткой - некая визуализация на тему преисподней с впечатляющими ходами вроде повторения одной и той же фразы, которая начинает сводить с ума и появления доппельгангера.
Третья история - "Риэлтор" - тоже визуально исполнена очень интересно, но в ней есть что-то за гранью, нечто отторгающее, как в плане картинки, так и в плане восприятия. Риэлтор живёт с женоподобной куклой, и один вид этой спутницы жизни пробивает до мурашек. С куклой происходит что-то не то, и герой не теряет надежды на качественный ремонт, попутно разбираясь с засорами в кухне.
Наконец, ещё одна история - о парне, приехавшем навестить старого друга и нашедшем последнего в весьма болезненном состоянии - подводит к финальной части, в ходе которой Джи-ву самостоятельно отправляется в жуткий отель, чтобы услышать историю самого управляющего, который, конечно, получил эту должность не по своей воле. Тем временем, девушка Джи-ву находит диктофонные записи героя и, прослушивая интервью, обнаруживает нечто странное.
Как вы уже поняли, несмотря на сходство постера фильма с прокатными афишами "Хижины в лесу", "Странный дом" не предлагает нового взгляда на жанр или эклектичной головоломки. Это крепкий хоррор-альманах родом из Южной Кореи с добротным сквозным сюжетом, прикрученным не для виду, и плеядой разной степени жути городских легенд о призраках, культах и странных отношениях. Техническая сторона нигде не страдает, визуальные решения, как и тематика, порой выглядят отталкивающе жутко, но, отчасти благодаря этому, фильму не занимать атмосферы, и он действительно пугает.
Пылающий мир
Эта картина немного выбивается из сегодняшнего ряда, и слово немного здесь почти лишнее. "Пылающий мир" не укладывается в рамки типового хоррора, но, к сожалению, будто очень стремится, теряя возможность стать чем-то большим.
Фильм стал режиссерским дебютом в полном метре для молодой актрисы Карлсон Янг, отметившейся в ряде сериалов вроде "Крика". Главная роль также принадлежит Янг, как и авторство сценария, но куда интереснее, что, по словам актрисы, вдохновением для неё стало произведение Маргарет Кавендиш, краткое название которого совпадает с названием фильма.
Итак, произведение под названием "Описание нового мира, названного "Пылающий мир" рассказывает о похищенной моряком девушке, которая после кораблекрушения попадает через Северный полюс, служащий порталом, в иной мир, населенный разумными полу-зверями, которые выбирают девушку своей правительницей. Роман стал opus magnum писательницы, которая стремилась в нём простым языком изложить сложные философские концепции, поднятые ей же в научной работе "Наблюдения на тему экспериментальной философии". "Пылающий мир" был помесью утопии, романтического произведения и фантастики с примесью стимпанка, и опубликован был под настоящим именем писательницы и с её портретом на обложке. И в этом не было бы ничего примечательного, если бы не год издания - 1666, когда женщины публиковались практически только под мужскими псевдонимами, и уж ни в коем случае не заходили на территорию науки. Кроме того, это одно из первых произведений в жанре фантастики, принадлежащих женской руке.
И, конечно, если мы заподозрим Карлсон Янг в стремлении зайти в режиссуру под острым углом остросоциальной канвы - а Кавендиш, само собой, нынче кумир феминисткого движения - мы не сильно промахнемся. Ведь если Кавендиш в свое время при всех своих титулах - она была женой герцога - получила обвинение в предательстве собственного пола, то сейчас работа в подобной канве практически гарантирует успех. Но, разумеется, это никак не влияет на оценку - ведь мы здесь говорим о кино.
Итак, фильм начинается с воспоминания из детства, болезненного воспоминания о потере главной героиней сестры-близняшки. С самого начала картина щедро осыпает нас избыточно красивыми визуальными решениями - одни светлячки в банке чего стоят - пассажами из классической музыки, попутно вводя в курс дел в семействе героини - вечно ссорящиеся отец и мать оставляют девочек без присмотра, и одна из них падает в бассейн. Конечно, тут никак не обойтись без сравнения с "А теперь не смотри" с его схожим введением - но в последнем оригинальность мышления и нестандартные решения Николаса Роуга создают невероятно насыщенный и удушающий старт. В фильме Янг же удушающим получился только пестрый бэкграунд. Впрочем, сравнения в сторону.
Итак, героиня Янг по имени Маргарет (ну, вы поняли) выросла, и, конечно, вместе с ней выросла её травма - девушку мучает чувство вины, последуют кошмары и не оставляет воспоминание о странном человеке, который уводил её сестру в компактную черную дыру, приглашая Маргарет за компанию.
Так получается, что родители продают фамильное гнездо, и Маргарет, пусть и без особого желания, отправляется повидаться и разобрать вещи. После душных сцен общения с матерью и отцом, которые претендуют на раскрытие отношений, но по факту удушают плоскими диалогами, и после необязательной сцены встречи со старыми друзьями, героиня Янг находит некий проход в стене, через который и попадает в мир, который назван "пылающим".
Мир встречает нас ещё более пёстрыми декорациями и ещё более избыточными визуальными решениями, которые бесспорно являются несущей конструкцией картины, будучи скреплённые композициями из классических произведений.
А героиню Янг встречает тот самый жуткий человек, роль которого исполняет Удо Кир, и он объясняет, что сестра Маргарет заточена в этом месте, и её можно освободить, если найти четыре ключа. Человек-сущность даёт ей один из ключей и свечу, которая служит проводником, после чего Маргарет оправляется в путешествие, в ходе которого встречает сущностей, которые хранят ключи и заодно очень сильно напоминают родителей героини.
Если перечитать последний абзац, несложно понять, что перед нами классическая сказка с путешествием, сущностями, темницей, ключами и трикстером, который даёт вспомогательные артефакты. Но у этой сказки есть проблемы.
Нет, проблемы не в выпячивании социальных тем - этого тут, по существу, нет, как практически нет и сходств с произведением Кавендиш. Как я уже сказал, основной конструкцией здесь являются визуальные решения и образы, которыми не то что щедро, но избыточно завалены павильоны. Да, слово павильоны написано не зря - красивые, но невпопад разбросанные декорации, к сожалению, выбивают зрителя из ощущения аутентичности, заставляя думать, зачем декораторы всё это сюда поставили... Вкупе с классической музыкой все это выглядит весьма претенциозно. Но вдобавок к потере органики, фильм не может похвастаться крепким сюжетным стержнем. Да, есть метафоры, есть переживание травмы, встреча с подсознательными фигурами Матери и Отца, но глубины всему этому не хватает.
Как я упомянул в начале статьи, "Пылающий мир" весьма непросто оценивать. С одной стороны, он визуально интересен - но это же обстоятельство стоит и с другой стороны из-за перегруженности ради ничего, которая рушит органику. С одной стороны, это притча в духе "Черной луны" или "Крота" - а метафорическое кино сейчас не часто увидишь -, с другой, автору явно не хватает опыта в столь сложном жанре, ведь это далеко не набор декораций и вызывающих сцен (та же "Черная луна" при всей своей странности куда более крепкое и цельное кино). В общем, к просмотру для ознакомления рекомендую, всё же это смелое решение - снять подобное кино в 2021, но больших надежд возлагать не стоит.
Поместье
Последний фильм подборки - напротив, куда более простой, не без своего очарования, как и не без своих просчётов, но и без особых претензий. Небольшой фильм ужасов, авторы которого выбрали из широкого ассортимента социальных тематик карту старения и деменции, развернув историю стареющей балерины в доме с паранормальными явлениями.
Но кроме всего прочего, этот фильм, открывший новую главу в линейке сериала "Добро пожаловать в Блумхаус", подарившей нам в 2020м пару неплохих фильмов, эксплуатирует известный прием hagsplotation-кино - когда звёздные в прошлом актрисы в преклонном возрасте начинают карьеру в хоррор-кино.
Героиня Барбары Херши, когда-то игравшей в большом кино и получившей два приза в Каннах, подобно самой актрисе, переживает тяготы преклонного возраста, который отлучает её от любимой работы и страсти её жизни - балета и преподавания балетного искусства. Кроме того, проблемы со здоровьем заставляют героиню по имени Джудит отлучиться и от семьи, дабы не причинять хлопот, и поселиться в доме престарелых, обустроенном в большом особняке.
Внук Джудит Джош очень привязан к бабушке и не согласен отпускать её в это учреждение, зато дочь героини в надежде наладить отношения с сыном принимает решение Джудит с энтузиазмом. И, несмотря на протесты Джоша, скоро всё происходит - Джудит обустраивается в новом жилище, в комнате со странной соседкой Аннет, которая утверждает, что за ней кто-то наблюдает.
Но героиню поначалу беспокоят не бессвязные параноидальные речи соседки, а царящие в поместье порядки - у Джудит сразу отнимают смартфон, так что она уже не может переписываться с внуком, по вечерам всех потчуют снотворным, а особо несговорчивых пациентов санитары привязывают к койкам. Более того, дверь наружу заперта на кодовый замок, и гулять разрешается только в кем-то из персонала.
К счастью, медсестра Лизель, проявляющая к Джудит дружелюбие и симпатию и компания эксцентричных пенсионеров-картежников помогают героине примириться с новой жизнью и найти в ней свои прелести, однако скоро Джудит понимает, что Аннет далеко не сумасшедшая - героиня Херши ночью своими глазами видит некое существо.
Джудит находит подтверждения своим страхам, но она не желает играть в Мисс Марпл, ей просто хочется убраться из этого места. Она делится опасениями с часто навещающим её Джошем, но врачи играют на опережение, предупреждая родственников о развивающемся слабоумии. Джудит оказывается в заложниках поместья.
Фильм, как уже было сказано, не претендует на лавры хоррора года и не стремится перевернуть игру или задать тон. Грамотное сочетание темы деменции и мистической канвы заставляет сомневаться в истинности страхов Джуд (правда, не особенно долгая жизнь у этих сомнений, авторы могли бы подойти к этому моменту более вдумчиво). Хорошая игра актеров, необычные возрастные герои с живым общением (диалоги неплохи), гуманное и внимательное отношение внука к престарелой женщине - всё это вкупе с нормальной реализацией делает "Поместье" вполне вменяемым хоррором на вечер. Из минусов - некоторая нелогичность в поведении персонала (излишняя строгость сменяется допущениями детективных расследований с элементами стелс-экшена), нарочито фантастическая мистическая канва без особой оригинальности и спорный финал.