В ходе цифровизации способов оплаты на транспорте, власти часто делают ставку на пополняемую карточку, с которой при каждой поездке списываются деньги. С виду это очень удобно – карточка избавляет от мелочи, водителю или кондуктору не нужно каждый раз считать сдачу. Но это всё равно не идеальный способ оплаты проезда. Более того, при отсутствии альтернатив, такая система может приносить ещё большие убытки, чем оплата наличными.
Какие альтернативы вообще есть
Альтернатив не так много, она одна – абонементы. Они бывают на количество поездок или безлимитными на определенное время.
Самая главная суть абонементов – вы сразу платите деньги за обозначенный срок использования билета. Вы не платите сверх этого и пользуетесь транспортом, а город гарантированно получает определенную сумму. Это очень важная составляющая грамотного транспортного планирования: городу нужна чёткая сумма, которую он может потратить на обслуживание или усовершенствование инфраструктуры.
Правда, если у пассажира случается форс-мажор, и он не может пользоваться абонементом, то он обычно сгорает, и ему приходится покупать новый. Но городу это плюс.
Раз речь зашла про разные типы абонементов, то какой лучше? Попоездочные или на время? На время и только на время.Де-факто, у таких абонементов отсутствует лимит на количество поездок (хоть и только определенное время), и пассажир считает поездки более дешевыми, если не совсем бесплатными. Это побуждает его пользоваться транспортом больше, что очень хорошо, ведь человек не выберет такси или автомобиль: он не будет дополнительно нагружать дороги, сократится количество вредных выбросов и т. д.
Всех этих преимуществ у электронного кошелька просто нет
Это же по сути та же банковская карточка, просто выпущенная транспортной компанией.
При пополнении карточки, город, конечно, получает деньги сразу, ведь пассажиру они обычно не возвращаются. Но другое дело, что этими деньгами пассажир может пользоваться сколь угодно долго. Болезнь, отъезд – ни при каких обстоятельствах деньги не сгорят, а значит следующее пополнение карты будет довольно нескоро.
Само обслуживание такой системы не очень выгодно, гораздо выгоднее принимать банковские карты при оплате единичных поездок. Кстати, не будет лишней мороки для пассажиров с перекидыванием денег на проездной.
Каждая поездка продолжает стоить своих денег. Подсознательно включается барьер, который не даст проехать на автобусе слишком много раз – деньги ведь тратятся при каждом входе.
Т. н. Пересадочные билеты, при котором после первого входа деньги не списываются еще где-то час, необходимы, но только на них надеяться не стоит – после этого «золотого» часа деньги пассажира продолжат тратиться.
Правильные абонементы дают пассажиру свободу, а городу – гарантированные деньги.
Кстати, совсем от карт отказываться необязательно!
Карта может служить носителем абонементов, что уменьшит использование бумажных билетов. Плюс к экологии!
К тому же, совсем отказываться от системы электронного кошелька не нужно – удобно иметь одну карту и для рутинных поездок, и для внеплановых (абонемент закончился, не действует в этой зоне). Но надеяться на один только кошелек – очень глупо.
Спасибо, что дочитали, надеюсь, было интересно! Поставьте лайк и подпишитесь, если вам нравится подобного рода контент.
#транспорт #урбанистика #метро #автобус