О том, что в столь важной и неотъемлемой части государственного аппарата, как Министерство Внутренних Дел не все ладно в сфере укомплектования личным составом, сейчас не говорят, только из утюга. Даже министр признает, докладывая Парламенту об успехах вверенного ему министерства, что людей мягко говоря не хватает. Вот, только цифры официальной статистики, то есть те, что признает само министерство вызывают недоумение. Конечно, как говаривал еще величайший менеджер государственного аппарата - Иосиф Виссарионович Сталин, важно, не как проголосуют, а, как посчитают. Но даже с учетом этого официально озвучиваемые министерством данные о 12-14 процентах (в разных источниках) на мой взгляд не выдерживают критики. Разумеется, я не претендую на звание истины в последней инстанции, да и не имею доступа к той информации, которая ложится на столы высоких руководителей министерства, вот только вижу то, что происходит вокруг. Много общаюсь с бывшими сослуживцами, с теми, кто ранее служил в системе, и кто служит в ней сейчас. И в разных регионах, в разных частях страны ситуация с кадрами полиции очень и осень похожа. Разумеется сами Главки (региональные Управления) не испытывают кадрового голода. В них комплект всегда полный, более того, если какие-то места не расписаны по линии родственных и дружеских отношений на 2-3 поколения вперед, всегда найдутся кандидатуры, чтобы их занять из числа наиболее "ушлых" людей. Зная много профессионалов сыскного и следственного дела, сотрудников подразделений дежурных частей и ГИБДД, имеющих колоссальные опыт и выслугу лет, знания системы от и до, прекрасно ориентирующихся в нормативно-правовых актах ведомства, да и в целом в тонкостях законодательства, я крайне редко видел, чтобы кто-то из них оказался в главке. Но это другой вопрос, ибо комплектование главков тема отдельного разговора.
Подразделения "на земле", а именно наиболее близкие гражданам - районные отделы органов внутренних дел (отделы полиции), похвастаться такой насыщенностью не могут. Конечно, с учетом смены наименования ведомства, логично было бы именовать их полицейскими участками, по аналогии с заокеанскими собратьями по службе. Вот только на названии аналогии с заокеанской полицией и заканчиваются. Для примера в районном отделе, который обслуживал территорию, где я в свое время проживал, цифры некомплекта значительно отличались от декларируемых министерством. Служба охраны общественного порядка (участковые уполномоченные полиции и отдел по делам несовершеннолетних) имели следующее соотношение вакансий к занятым должностям: штат участковых - 20 единиц, по факту 5. Сотрудницы ПДН - 5 по штату, 2 по факту. Криминальная милиция (уголовный розыск) - по штату 22 человека, по факту 8. Следователи - по штату 11 человек включая начальника, по факту 5. Отдел дознания - по штату 12 человек, по факту 4. аналогичная ситуация там, где живу сейчас, да и во многих районных отделах, где несут службу мои знакомые и бывшие сослуживцы. Еще интереснее обстоят дела с наружными нарядами (ППС и ГИБДД). При нормативных показателях на район города в 4 автомобильных экипажа ППС и 8 пеших нарядов - 1 (!!!) автомобильный экипаж и 3 (!!!) пеших наряда. И то, пешие закреплены за объектами повышенного внимания (торговые центры и рынки). То есть, толку на территории района от них нет. Да и физически люди не успеют прибыть, если что за 8-10 кварталов от торгового центра по вызову. А ведь задержанного, благо, если он один, нужно как-то доставить до отдела полиции. Что же касается экипажей ГИБДД, то тут еще печальнее. 1 на весь район. Что может сделать 1 экипаж?! Я не претендую на лавры математика, однако приведенные данные несколько отличаются от декларируемого официально некомплекта в ведомстве. Разумеется, это не есть вина Владимира Александровича Колокольцева, ибо не он довел систему до такого состояния.
Вызывают недоумение предложения, неустанно поступающие от Минфина о новых и новых сокращениях рядов правоохранителей. Дело Минфина - вести бухгалтерский учет, а уж никак не определять, какой должна быть штатная численность людей в погонах. Однако, вышестоящие руководители все соглашаются и утверждают очередные сокращения в полиции. Когда оперов розыска, итак вместо 22 - 8, куда дальше и кого сокращать? Кто будет вести эту тяжелейшую работу? Во время всех предыдущих сокращений, лично я не видел сотрудников главков, получивших уведомления о сокращении их теплых мест и больших должностей. Очередные черные метки получат снова сотрудники "на земле". Думающие руководители на местах в ответ на очередную порцию академических умозаключений Центра сокращают вакантные должности, докладывая идиотам-рационализаторам о количественных результатах сокращений. Однако, разумеется, так далеко не везде. Всегда были есть и будут невменяемые лица, с необычайно слабым малохольным умом, которые для того, чтобы как можно скорее поцеловать место для сидения высоких руководителей реально сократят число действующих сотрудников. Для такого тупого исполнителя, важно только прибежать в высокий кабинет и доложить о том, что "приказание выполнено". А думать о последствиях, не только для конкретных людей, но и для страны в целом - не их прерогатива.
Не в последнюю очередь на желание людей пополнить ряды правоохранителей влияют материальные факторы. Каким бы сильным не было желание служить закону, у каждого человека есть семья, родители, дети. Денежное довольствие положенное полицейским абсолютно не соответствует тому уровню напряжения, ответственности и самоотдачи, которые требуются для несения службы. Отставание уровня оплаты сотрудников полиции от уровня оплаты военнослужащих мягко говоря удивляет. И те и другие защищают страну от врагов. разница в том, что военнослужащие защищают от внешних, а полицейские от внутренних. и те и другие одинаково страшны. Бесперспективно сравнивать, кто несет более тяжкую службу, как у тех, так и у других есть множество подводных камней и сложностей. При этом, нельзя отрицать тот факт, что многие военные возьмут в руки оружие только на учебных стрельбах, а рисковать жизнью им не доведется вообще никогда. Статистика погибших при исполнении служебного долга правоохранителей говорит сама за себя. Вот только разницы в оплате наверху предпочитают не замечать. Надо ли говорить о том, что в нынешней полиции давно забыто недолгое время, когда имелось более-менее нормальное снабжение тем, что необходимо для элементарного несения службы? Кадровый голод, который с каждым днем все сильнее и сильнее испытывает МВД, в конечном итоге обескровит ведомство и лишит его сил, ибо именно такое действие голод оказывает на испытывающий его организм. Не понятно, до какого времени высокое руководство будет демонстративно игнорировать сложившуюся ситуацию и наблюдать за начавшейся агонией ведомства, на плечах которого находится весь комплекс мер по обеспечению общественной безопасности и правопорядка. Пресловутая "очередь за забором на их места", о которой так любили говорить разного рода слабоумные мартышки, рассаженные на руководящие посты на местах, давно закончилась. Больше некем заполнять пустоту остающуюся от покинувших места службы профессионалов, все меньше и меньше остается тех, кто может научить молодых сотрудников тому, что нужно для службы. Пока что, система держится на том остатке запаса прочности, что сохранился с прежних времен. Но этот запас прочности, как и любой другой запас не бесконечен.