Вообще, конечно, сложно переоценить влияние этого автомобиля на массовую культуру.
Как мы с тобой уже выяснили, Fiat Abarth 595 можно считать первым горячим хэтчбеком. В этом его историческая ценность для нас, а вот влияние этого товарища на массовую культуру и человеческую историю в целом переоценить сложно.
В своей популярности он на две головы выше творений Карло Абарта.
Спортсмен, кино-звезда и самая настоящая икона стиля - Mini.
Давай я тебе обрисую в двух словах, в какое время родился этот автомобильчик.
Смотри, Великобритания конца 50-х, только что закончили греметь бомбы над Лондоном, экономика страны постепенно приходит в себя. Люди перестали шарахаться и бояться каждого громкого звука и начали смотреть в светлое будущее с оптимизмом.
Но… как это всегда бывает, случается что-то, что немного портит бочку мёда.
Такой ложкой дёгтя стал Суэцкий кризис 1956 г., который на пол года создал дефицит нефти.
На это время продажа бензина для потребителей в Британии была нормирована.
Параллельно с этими событиями в кулуарах компании British Motor Company Леонард Лорд (руководитель BMC), видя необходимость в дешёвом, микролитражном и экономичном транспорте, создаёт рабочую группу из 8 человек, которая будет разрабатывать новый автомобиль.
Возглавил её инженер и дизайнер Алек Иссигонис.
Перед ними ставится очень чёткая задача - разработать настолько миниатюрный автомобиль, насколько это вообще возможно, при этом, чтобы в салоне помещалось 4 взрослых человека.
Так начались разработки будущей легенды.
Современники Алека говорили, что инженер был дико дотошным товарищем и посвящал всё своё время решениям тех или иных задач, которые возникали на его пути.
А когда дело доходило до испытаний, то он заставлял участвовать в этом процессе всех, кто попадался под руку.
Так, например, случилось на испытаниях сидений.
Иссигонис смог успокоиться и утвердить их только после того, как в них посидели и тоненькие девы-секретарши, и рослые доходяги-охранники, и тучные механы.
Результатом таких закидонов стали поистине гениальные решения, которые и помогли Mini стать культовым автомобилем.
Остальное нас с тобой мало интересует.
Скажу только, что выпускался автомобиль с 1959 по 2000 года.
Подумай сам, если бы это была бы шляпа, а не машина, то на конвейере она бы столько не продержалась.
Но а теперь давай к самому интересному - к тому, как маленький Давид разорвал Голиафов.
Итак, в 1961 году конструктор гоночных автомобилей и владелец команды Формулы-1 Джон Купер пробует новый Mini.
Машинка его впечатлила настолько, что он решает доработать автомобиль.
С такой мыслью он обращается к создателю Mini, но Иссигонис не воспринимает эту идею всерьёз.
Он считал, что малыш не подходит на роль спортивного снаряда, но мы то с тобой знаем насколько это было ошибочным мнением. В итоге, не мытьём, так катаньем,
Купер добивается того, чтобы с завода начали сходить первые 1000 единиц заряженных Mini.
Что доработали: объём заводского чахлика на 850 кубов увеличили до 1 литра, улучшили голову, добавили производительные карбюраторы в количестве двух штук, поставили передние дисковые тормоза, добавили блокировку и более короткую коробку.
И тут началось!
В последующие четыре года на этом перчике начинают выигрывать одни соревнования за другими. Он ещё пару раз дорабатывался, в основном увеличивали литраж мотора.
Финальные версии были уже на 1,3 литра и мощностью 100 лошадиных сил против 56 на первой тысячи.
И это при весе в 686 килограмм.
Победы Mini в автоспорте показали, что необязательно иметь задний привод и продольное расположение двигателя, достаточного того, чтобы автомобиль находился в балансе мощности и веса.
Это была самая настоящая визуализация ветхозаветной истории про Давида и Голиафа.
Особенно это эффектно смотрится, когда крошечный Mini обходит на повороте своих таких больших, тучных и не поворотливых, относительно него, соперников.
Ну и массовая культура не осталась в стороне и незамедлительно ответила любовью сразу, как автомобиль появился в продаже.
Сид Баррет, Стив Маккуин, Энцо Феррари, Джон Леннон, Пол Маккартни, Madonna - все эти люди владели Mini.
А ещё мы с тобой должны быть благодарны этому малышу за то, что дизайнер одежды Мэри Квант создала мини-юбку, вдохновившись его размерами.
Ну, по крайнее мере, существует такая легенда.
И в фильме он тоже успел засветиться.
Если что, то это «Ограбление по-итальянски». Есть фильм 1969 года и ремейк 2003.
В общем, закончу одним фактом.
В 1999 году завершили трёхлетний опрос 126 экспертов со всего мира с целью выявить автомобиль XX века.
Нет, Mini там не занял первое место, он занял второе, уступив лишь Ford Model T — первому массовому автомобилю на планете.
Вот и смотри потом с пренебрежением на людей, которые выбирают эту марку.