Нельзя обойти стороной основную религию Северных Эвенков, которой является шаманизм.
В течении многих веков, находясь в гармонии с природой эвенки выработали систему заповедей и запретов, которые должен был соблюдать каждый житель таёжных баунтовских просторов.
Как известно, основой шаманской веры является посредничество между людьми и духами. Проводниками между ними являются особые люди - шаманы.
Шаманизм – особая форма мировоззрения, в которой содержится много рационального по отношению к природе, к животным, миру, к людям.
Шаманом как правило становится глубокий носитель духовной культуры народа, знаток старины, обычаев, традиций. Это человек, обладающий мощной энергетической силой, хорошо знающий скрытые секреты культовых обрядов, владеющий тайнами и опытом народной медицины.
Вселенная, по поверьям эвенков, делится на Верхний мир, включающий Солнце, Луну, звезды, Нижний мир (злые духи, подземная река в царстве смерти) и Средний мир, в котором обитают люди.
У каждого растения и животного есть душа, которая может отомстить человеку за причинённое зло.
Шаман выступает посредником между людьми и небесными силами – «божествами», охраняющими людей, оленей и других животных.
В мифах и преданиях эвенков существует множество животных и птиц, которые являлись прародителями эвенкийских родов.
В частности, из исторических сказаний известно, что, наблюдая сходство в строении конечностей медведя и человека, древние эвенки пришли к выводу, что медведь раньше был человеком.
В жизни удача охотника, оленевода, рыболова и его последующая судьба во многом зависели от духа-хозяина местности, во владениях которого он находился. В тайге или на озерах и реках ничего нельзя было делать зря. Например, для костра использовался только сухостой, а если эвенкам нужно было срубить «живое дерево», то они должны были спросить разрешения у духа тайги, объяснив причину. Нельзя понапрасну шуметь и разговаривать громко, особенно вечером и ночью, чтобы не разгневать духа тайги.
Широко распространённым обрядом является кормление огня. Огонь по сей день является самым почитаемым духом эвенков. Охотничья удача зависит от поведения человека по отношению к костру, на котором он готовит себе в лесу пищу, возле которого ночует. Тем, кто «кормит» огонь, дух «огня» дарует более удачную охоту.
Основной задачей эвенкийских шаманов является забота о душах сородичей и их благополучии. Это предопределяет содержание всех шаманских обрядов и камланий. Обряды делятся на три группы. Первые связаны с заботой о душах людей. Эти обряды отражают поиски и водворение на место «ушедшей» или «уведенной» души, «добывание» детских душ, проводы души покойного в мир мёртвых. Вторые призваны позаботиться о материальном благополучии рода. В числе таких обрядов сэвэкэ и синкелаун, а также добывание священной силы мусун для охотничьих амулетов, предсказания и гадания. Третьи обряды связаны со становлением шаманов, шаманскими духами и изготовлением предметов шаманской атрибутики.
Одним из главных предназначений эвенкийских шаманов является целительство. Народные лекарства шаманы готовят из растений, минералов, насекомых, земной живности. Многовековой медицинский опыт выработал сотни снадобий, составы которых никогда не повторяются. В особых, только ему известных, методах заключается отличие шамана от обыкновенного знахаря.