Найти тему
КиноПовод

Как быть с судьбой? Анализ фильма "Прибытие" и его философских вопросов

Ниже сплошные СПОЙЛЕРЫ и РАССУЖДЕНИЯ для тех, кто уже посмотрел.

Дени Вильнев в 2016 году выпускает фильм "Прибытие" (ориг. "Arrival") - экранизацию рассказа "История моей жизни" американского писателя Теда Чана, написанного еще в 1998 году. Это невероятно красивый фильм, который завораживает своей картинкой. Вильнев есть Вильнев, мастер визуальных оргазмов. Можно бесконечно восхищаться кадровой композицией, подборкой цвета, уловками режиссера, заигрыванием с зрительским вниманием, но здесь речь пойдет немного о другом.

Нельзя не согласиться, что для хорошего фильма только эстетически приятной картинки недостаточно. Хороший фильм - это совокупность большого множества факторов, умело сплетенных в одно произведение. Однако и это еще не все. Хороший фильм - это в первую очередь субъективная оценка зрителя. Без субъективного зрительского мнения, ни один зритель не решит для себя, хороший фильм или нет (исключение, наверное, могут составить зрители, в априори не одаренные собственным мнением). Лично мое субъективное восприятие подсказывает мне, что фильм "Прибытие" - хороший, потому что он натолкнул меня на размышления и оставил после просмотра некое философское послевкусие и недосказанность. Мозг заработал активнее после просмотра, а не во время - значит, кино для меня стоящее.

Вот довольно простой вопрос, на который захотелось порассуждать после фильма. "Как быть с судьбой?"

Стоит сразу отметить, что исходное название "История твоей жизни" подошло бы фильму лучше, но, как мне известно, у фокус-группы было иное мнение.

-2

По сюжету однажды на Землю прибывают 12 космических кораблей. Чтобы понять причины и цели их появления в мире людей, спецслужбы (в данном случае США) привлекают различных специалистов, в том числе лингвиста Луизу Бэнкс (главная героиня) и физика Иэна Доннели. Луиза и Иэн вступают в контакт с пришельцами, учатся их языку и способу мышления. Пришельцы даруют людям их универсальный язык - главное оружие и лучшее орудие для построения коммуникации. Эту мысль впрямую проговаривают в фильме несколько раз, однако я хочу заострить внимание на линиях двух ключевых персонажей: Луизы и пришельцев.

Пришельцы: прилетели на Землю, чтобы даровать землянам свой универсальный язык, объединивший земных жителей, что, как мы можем догадаться, через несколько тысяч лет должно каким-то образом помочь пришельцам. Пришельцы мыслят иначе, чем земляне. Они способны видеть весь цикл своей жизни от начала до конца, и воспринимают время как единое целое. Они знают свое будущее и вся жизнь для них ни что иное как череда процессов с очевидным финалом.

Луиза: лингвист, помогающий правительству узнать цели прибытия пришельцев посредством распознавания их языка. Фильм построен так, что нам кажется, что Луиза уже в разводе и у нее трагически скончалась дочь от неизлечимой болезни. Однако изучив структуру языка и мышления пришельцев, Луиза понимает формат их мышления и сама начинает видеть свое будущее. Тут зрителю дают понять, что ее дочери только предстоит родиться и умереть, а будущий бывший муж - это ее коллега по контакту с пришельцами Иэн (а кто же еще). Прикольный твист, но давайте обратно к теме судьбы.

Зная свою судьбу пришельцы, как можно догадаться, не вмешиваются в ход истории своей жизни. Однако станет ли менять свое будущее существо, которое только сейчас в первый раз увидело свою судьбу? Умение видеть свое будущее - это невероятный дар, который пришельцы передали Луизе, чтобы она что-то изменила. Логично предположить, что такое изменение необходимо, ведь иначе зачем пришельцы вообще прилетели и говорят о помощи через несколько тысяч лет, если они знают свою судьбу и ничего не собираются менять. Таким образом, цель пришельцев - сделать так, чтобы люди поменяли будущее. Луиза же раньше свое будущее не видела, значит и осознанно поменять его никак не могла. Теперь, обретя такую возможность, она может менять историю своей жизни. И даже делает это в эпизоде с генералом Шанем.

Если коротко, Луиза забирает информацию из будущего и использует его в настоящем.

-3

Что мы имеем в итоге: пришельцы сделали свое дело в масштабе своего вида, Луиза сделала свое дело в масштабе человечества. Пришельцы отбыли.

А что касается личной жизни Луизы? Зная, что ее муж от нее уйдет, а дочь умрет, она не стала ничего менять и растворилась в идее наслаждения компанией своих любимых столько времени, сколько ей отмерит судьба. С будущей мертвой дочерью все понятно, оградить ее от болезни было бы невозможно. Но почему нельзя сохранить брак? Иэн нам показан как положительный персонаж, тогда почему нельзя изменить будущее так, чтобы сохранить в семье Иэна как мужа и отца?

По моему мнению, на это 2 причины.

1. Фаталистические представления о своей жизни. Закономерность и предопределенность собственной жизни снимает с тебя ответственность за свою судьбу. Звучит привлекательно для психически неустойчивых людей, фанатиков (а ученые - это фанатики), людей с заниженной самооценкой, эгоистов и тд.

2. Психологическая потребность Луизы в страданиях как в единственном комфортном состоянии, мотивирующем к работе и дальнейшей жизни. Если вспомнить, она и до прибытия пришельцев была не особо счастливая в кадре.

Таким образом, тут "фатализм" превращается в "обывательский пессимизм" и вместо приятно покалывающей сердце эмпатии к выбору главной героини в конце фильма мы получаем чувство негодования от бессилия перед судьбой, которую нас вроде как только что научили менять. Смог бы я смириться со своей судьбой, увидев целую историю моей жизни от начала до конца? И нужна ли мне помощь иного вида существ, чтобы что-то все-таки поменять? Фильм закончился, а мысли остались.