В одном из предыдущих постов мы уже писали об автобусах, попавших в кадры фильма "Бриллиантовая рука". В настоящей публикации мы остановимся более подробно на автобусе ЛАЗ-697 "Турист".
Одним из атрибутов курортных городов конца 1960-х гг., таких как Сочи (реальный) или Черноморск (сценарный), являлось большое количество туристских автобусов, что не удивительно, поскольку необходимо было обеспечивать мобильность отдыхающих. Не случайно документальный фильм "Сочи транспортный", снятый в 1969 г., начинается следующим комментарием: "Почти 2,5 миллиона гостей принял сочинский курорт в минувшем году. Публику взыскательную, умеющую ценить свое время, жаждущую увидеть и узнать как можно больше. Естественно, что значительную часть времени гости "на колесах", в пути". Основным туристским автобусом того периода служил ЛАЗ-697, поставляемый для южных регионов с большим центральным брезентовым люком на крыше (2700х1800 мм), отвечавшим за дополнительную вентиляцию в жаркую погоду.
Автобусы ЛАЗ-697 "Турист" можно было часто встретить рядом с гостиницами и санаториями, аэропортом, морвокзалом и автовокзалом, курортными достопримечательностями, бальнеологическими лечебницами.
Автобус ЛАЗ-697, выпускавшийся с конца 1959 г. по конец 1963 г., представлял собой туристскую версию городского автобуса ЛАЗ-695Б. Также как и последний, он оснащался двигателем ЗИЛ-158Л (I6; 5,55 л; 109 л.с.). Длина автобуса составляла 9220 мм, а ширина 2500 мм. Он был способен перевозить 33 пассажира. К тому же дополнительно предусматривалось место для экскурсовода. В салоне устанавливался радиоприемник А-12 с микрофонной приставкой. В заметке в журнале "За рулем", № 11 за 1960 г., посвященной новинкам советской техники, отмечалось: "Двигатель установлен в задней части кузова. Регулируемые откидывающиеся пассажирские кресла, в которых размещаются 33 пассажира и экскурсовод, обеспечивают им необходимые удобства. … Рабочее место экскурсовода оборудовано микрофоном, а кресло может поворачиваться на 180°. … Приятное впечатление оставляет внутренняя и внешняя отделка автобуса, выполненная добротно и с большим вкусом".
Автобус отличался оригинальной схемой окраски, которая после 1963 г., на последующих модификациях, уже не применялась (исключение: некоторое количество "переходных" 697Е). Использовались бирюзовый, синий, зеленый и красный цвета. Еще одной особенностью экстерьера были т.н. "ниспадающие молдинги" по боковинам кузова.
Автобус ЛАЗ-697 "засветился" во многих советских фильмах 1960-х гг. Так, в фильме "Королева бензоколонки" (реж. А.А. Мишурин, Н.И. Литус, 1962) ЛАЗ-697 – один из автобусов, на котором работает Слава Кошевой, осуществляя рейсы по маршруту Киев – Ялта – Киев.
В фильме «Иностранка» (реж. К.И. Жук, А.И. Серый, 1965) мадам Жубер и ее внучка Мадлен катаются на ЛАЗ-697, участвуя в экскурсии по Одессе.
Кэн Кавама, главный герой фильма "Маленький беглец" (реж. Э.Н. Бочаров, Т. Кинугаса, 1966), попадает на экскурсию по Ленинграду, проводимую на автобусе ЛАЗ-697.
Источники:
Краткий автомобильный справочник НИИАТ / Под ред. П.И. Гринберга. М.: Автотрансиздат, 1963. С. 60-64.
Атоян К.М. и др. Автобусы: Справочное пособие. М.: Машиностроение, 1969. С. 5-17.
Сочи транспортный: фильм. М.: Центральная студия документальных фильмов, 1969.
Новости советской техники // За рулем. 1960. № 11. С. 22.
Спасибо за внимание!
#бриллиантовая рука #фильмы гайдая #автобусы #ссср #кино