Найти в Дзене
SCRIPT DOCTOR ОСОКИН

Любимая опера Гитлера в Большом театре, скандал с Мао Цзедуном и другие театральные истории

Продолжение историй о театре - и о партийной пропаганде в Большом в сталинскую эпоху. Пожалуй, самое яркое проявление зависимости Большого театра от сиюминутной политической конъюктуры можно было наблюдать, когда  в 1939 году Сталин санкционировал неожиданное подписание пакта о ненападении с нацистской Германией и сделал резкий разворот в сторону Берлина. Большому  велели срочно поставить оперу “Валькирия” Рихарда Вагнера. Это постановка была совершенно ясным посланием Берлину – ведь Вагнера боготворил Гитлер, и он был для нацистов культовым композитором.  Но на фоне быстро меняющейся международной обстановки оперу показали всего шесть раз и сняли. Вместе с “Валькирией” и многие другие оперы и балеты появлялись и исчезали, подчиняясь  капризам Сталина. Он стал определять в Большом театре все – от репертуара до  оформления сцены. Это опека порой доходила до смешного.  В опере “Евгений Онегин” Татьяна по сюжету появлялась перед Онегиным, только встав с постели – и ее соответственно

Продолжение историй о театре - и о партийной пропаганде в Большом в сталинскую эпоху. Пожалуй, самое яркое проявление зависимости Большого театра от сиюминутной политической конъюктуры можно было наблюдать, когда  в 1939 году Сталин санкционировал неожиданное подписание пакта о ненападении с нацистской Германией и сделал резкий разворот в сторону Берлина.

Большому  велели срочно поставить оперу “Валькирия” Рихарда Вагнера.

Фото с сайта: belcanto.ru
Фото с сайта: belcanto.ru

Это постановка была совершенно ясным посланием Берлину – ведь Вагнера боготворил Гитлер, и он был для нацистов культовым композитором.  Но на фоне быстро меняющейся международной обстановки оперу показали всего шесть раз и сняли.

Вместе с “Валькирией” и многие другие оперы и балеты появлялись и исчезали, подчиняясь  капризам Сталина. Он стал определять в Большом театре все – от репертуара до  оформления сцены.

Это опека порой доходила до смешного.  В опере “Евгений Онегин” Татьяна по сюжету появлялась перед Онегиным, только встав с постели – и ее соответственно одели  в легкий домашний наряд.  Увидев это, Сталин возмутился:

“Срамота! Как женщина может появиться перед мужчиной в таком виде?! Переодеть!”

Татьяну тут же сделали прибранной, причесанной и одетой в тяжелое бархатное платье.

Возможно, актриса была даже благодарна Сталину за плотное платье, потому что это помогала ей решить одну довольно необычную проблему, мучившую весь персонал Большого театра – где во время спектакля хранить спецпропуска. В карманах бархатного платья хранить их было значительно легче, чем в легком халатике.  Дело в том, что в театр постоянно приезжали советские начальники, важные иностранные гости – и все это сопровождалось усиленными мерами безопасности.

Перед спектаклем агенты госбезопасности тщательно проверяли все помещения, и была введена сложная система разных пропусков – для входа в театр, для выхода на сцену.  Майя Плисецкая вспоминала, что это создавало особые затруднения для полуобнаженных балерин – куда засунуть пропуск?

Впрочем, масса неудобств возникала в такие дни и у других работников Большого – например у музыкантов в оркестре. Рядом с ними садились охранники, которые с напряжением следили за каждым движением музыкантов - и если кто-то из них вдруг лез  в карман за носовым платком, охранник немедленно хватал его за руку.

Наводнявшие театр спецагенты в одинаковых костюмах получили у актеров прозвище “мужской хор”.  Особенно жесткие меры безопасности вводились, когда в театр приезжал Сталин – обычно со своим ближайшим окружением.

Фото с сайта: russiain.photo
Фото с сайта: russiain.photo

Бывало, что Сталин прерывал заседания Политбюро, чтобы отправиться в Большой посмотреть какую-нибудь отдельную сцену или арию.

И Плисецкой запомнились совершенно уже невероятные меры безопасности, когда в Большом театре ждали руководителей сразу двух крупнейших коммунистический держав – Советского Союза и Китая. Это было, когда Сталин принимал в Москве Мао Цзедуна. Но Мао в итоге приехал а Большой один, и его появление в театре вообще произошло в довольно скандальный обстановке.

Дело в том, что специально для Мао хотели показать балет “Красный Maк” – о китайской революции. Но Председателю КНР это очень не понравилось.  Создатели балета не учли того, что в Китае из мака делали опиум – и для Мао этот цветок выглядел воплощением порока.

В итоге китайский вождь демонстративно выбрал не этот революционный балет, а совсем другой – старорежимное “Лебединое озеро”. Плисецкая, которая исполняла главную партию, получила от Мао огромный букет гвоздик.  А оперу “Красный мак” после этой щекотливой ситуации срочно переименовали в “Красный цветок” – ради спасения советско-китайской дружбы, чтобы у Пекина не возникало никаких неприятных ассоциаций.

Фото с сайта: kprf.ru
Фото с сайта: kprf.ru

Сталина сменили новые поколения российских вождей – однако так и осталась традиция привозить на “Лебединое озеро” в Большой театр важных иностранных гостей. Но об этом - уже в следующей публикации, в продолжении наших тетаральных историй.