Найти тему
SCRIPT DOCTOR ОСОКИН

Психически больной король Баварии и “Лебединое озеро”, хоровое пение Сталина с Берией: легенды Большого театра

Продолжение театральных историй – о Большом театре и, пожалуй, о самом известном его спектакле – о “Лебедином озере”.  На сцене Большого “Лебединое озеро” идет уже 154 года, и считается, что этот знаменитый русский балет возник из средневековой немецкой легенды.

По этой версии, идея сюжета родилась у Чайковского под влиянием его поездки на юг Германии. В Баварии он увидел знаменитый “Лебединый замок”. Этот замок Хохеншвангау, построенный в XII веке возле озера Шванзее («Лебединое озеро»), баварский король Максимилиан II сделал своей резиденцией, а его сын Людвиг II стал строить неподалеку свой замок под названием Нойшванштайн – “Новый лебединый утес».

Фото с сайта: mith.ru
Фото с сайта: mith.ru

В интерьерах замков господствовали лебединые мотивы, потому что лебедь был геральдической птицей предков баварских королей, и в Баварии была очень популярна старинная легенда о прекрасной принцессе, превращенной в белого лебедя проклятьем злого колдуна. Вот все это, видимо, и вдохновило Чайковского.

Можно сказать, что напоминанием о баварских корнях его “Лебединого озера” до сих пор остаются классические декорации к этому балету – готический замок в горах. Кстати, чрезмерное увлечение короля Людвига II своим готическим замком дорого ему обошлось.

Фото с сайта: liveberlin.ru
Фото с сайта: liveberlin.ru

Стали ходить слухи о душевной болезни короля, а затем его враги из правительства добились подписания группой известных немецких психиатров медицинского заключения о необходимости содержания Людвига в клинике для психически больных.

Ну а Чайковский после той поездки в Баварию написал коротенький детский музыкальный спектакль под названием “Озеро лебедей”. А потом это превратилось в знаменитый балет, который Чайковский создал по заказу дирекции Императорских театров.

Сорокалетняя история “Лебединого озера” вполне могла закончиться после того, как в России произошла революция. Многие коммунистческие лидеры считали, что Большой театр и его балеты  народу не нужны. В частности, Ленин называл балет “куском  чисто помещичьей культуры”.

И вот сначала Большому театру были сокращены субсидии – Ленин любил говорить, что неприлично тратить огрмные деньги на такой роскошный театр, когда не хватает средств на школы в деревнях.  А затем по его настоянию была создана комиссия по ликвидации Большого. Но закончить свою работу комиссия не успела: Ленин умер, а другие вожди решили, что балеты им все-таки пригодятся.

Позже Сталин сделал Большой одной из своих любимых игрушек. Он строил советскую империю – и ему нужен был имперский театр. Вот что вспоминала об этом одна из звезд Большого Галина Вишневская:

“Любил ли Сталин музыку? Нет. Он любил именно Большой театр, его пышность, помпезность; там он чувствовал себя императором”.

По словам Вишневской, советский вождь любил покровительствовать театру – ведь это были его крепостные артисты, и ему нравилось быть добрым к ним, по-царски награждать отличившихся.  Крепостными артистами надо было управлять – и Сталин дотошно вникал в детали постановок, вплоть до того, как должны выглядеть декорации и как должны быть одеты актеры.

Дополнительные указания от Сталина поступали руководителям Большого после того, как он приезжал в театр посмотреть какую-нибудь сцену из балета или послушать арию. Сталин полюбил во время совещаний вдруг сделать перерыв и с несколькими приближенными поехать в Большой театр – например, чтобы послушать своего любимого певца Ивана Козловского.

В свою очередь, Козловского часто привозили на сталинскую дачу – спеть перед вождем и его гостями. Один из участников таких вечеринок вспоминал в своих мемуарах, как однажды доставленный на дачу певец сообщил, что у него болит горло – и попросил не заставлять его петь.  На что Сталин объявил:

“Пусть товарищ Козловский бережет свой голос. Мы тогда с Берией сами споем – а певец пусть слушает”.

И два кавказца тут же мастерски спели “Сулико”.

Фото с сайта: altairk.ru
Фото с сайта: altairk.ru

Козловского Сталин называл своим любимым певцом, а любимой танцовщицей у него была Ольга Лепешинская. За  виртуозные прыжки, когда Лепешинская буквально летела над сценой, Сталин называл ее “стрекозой”.

В 17 лет Лепешинскую сделали солисткой Большого театра, сразу после окончания хореографического училища. И она исполняла главные партии в самых знаменитых балетах - в том числе и Одетту-Одиллию в “Лебедином озере”.

К слову сказать, этот образ танцевали разные балерины - и сам этот образ из года в год был очень разным. В какой-то момент сюжет вдруг кардинально изменили. Сталину не нравилось, что главные герои погибают - и по его указанию для балета написали счастливый конец.

Но для самого Сталина балет в конце концов завершился совсем не счастливым образом. Подробнее об этом - в следующей публикации, в продолжении наших театральных историй.