Мода – творческая и трепетная натура. Она врывается в нашу жизнь без спроса и также быстро исчезает… Но не всегда. Существуют и отдельные направления в ней, которым мы с удовольствием следуем продолжительное время. Одежда не только удовлетворяет эстетические потребности потребителя, но это и наша история. Так, например, модные вещи не всегда создаются профессионалами-дизайнерами.
Например, некоторые модели становятся модными только благодаря особым случаям. Нельзя не вспомнить всем нам известный крой «реглан», который был придуман Бароном Реглан.
Причиной для изменения кроя шинели так, чтобы ткань на руке и на плече не разделялась швом, а составляя цельный отрезок, отходила от горловины одежды, послужило стремление Барона скрыть свое увечье, полученное в битве при Ватерлоо. Впоследствии в течение многих десятилетий такой крой стал успешно использоваться при производстве мужской и женской одежды.
В качестве примера также можно привести жакет «кардиган», придуманный седьмым графом Кардиган (генерал Джеймс Томас Бруднелл), принимавшим участие в балаклавском сражении (1854 г.). Этот вязаный жакет на пуговицах и без воротника британские офицеры поддевали под мундир, защищаясь от холода. А в настоящее время мы видим в модных магазинах большое разнообразие моделей кардиганов на любой вкус.
А галифе (от фр. Galliffet)? Этот фасон штанов для кавалеристов был создан французским генералом (маркиз Гастон Александр Огюст де Галифе, 1830–1909). Изначально модель была создана, чтобы скрыть свое увечье бедра. В дальнейшем эта форма брюк стала широко использоваться в российской армии, поскольку удобна и не стесняет движения.
А сейчас фасон «галифе» приобрел известность среди спортсменов, танцоров, наездников и широкой публики разных возрастных групп, поскольку практичен, выполняется в молодежном стиле и хорошо сочетается с другими стилями одежды.
Конечно, вышеупомянутые авторы уникальных и до сих пор востребованных дизайнов одежды не преследовали цель получить славу модельера и известность в мире моды. Они не задумывались об оформлении авторских прав на их выпуск. Необходимость защитить свою армию, не показать свою слабость – эти причины были стимулом для разработок новых вариантов одежды.
А в настоящее время на их основе создаются усовершенствованные и оригинальные дизайны одежды, аксессуаров, а их разработчики, отстаивая свою конкурентоспособность на рынке, стремятся защитить свои права на законодательном уровне.
Первой страной, предоставившей разработчикам модной одежды защиту их авторских прав, была Франция, суды которой предложили новые пути для решения спорных ситуаций. Например, показы мод были признаны объектом авторского права решением Уголовного кассационного суда Франции от 5 февраля 2008 года №07-81387 и охраняются в соответствии с Кодексом интеллектуальной собственности, а публикация изображений моделей без разрешения владельцев является нарушением авторского права.
Правовое регулирование авторского права в России
В нашей стране согласно п.4 статье 1259 Гражданского кодекса РФ каждое оригинальное произведение, созданное творческим трудом, автоматически получает охрану авторского права без дополнительной регистрации, уплаты пошлин или соблюдения каких-либо иных формальностей.
Однако при возникновении спора, разработчик дизайна обязан доказать свои авторские права в судебном порядке, представив соответствующие документы, указав факт создания дизайнерского изделия в определенное время (до даты создания произведения подражателем). Также необходимо согласно п. 3 статьи 1259 ГК РФ представить факты выражения дизайнерского изделия в объективной форме, например, подробно описать, изобразить в виде эскиза, в форме видеозаписи или в объемно-пространственной форме.
Для предотвращения таких ситуаций необходимо закрепить свое авторство, например, подписав эскиз дизайна, поставив водяной знак с указанием имени на фотографии изделия или его прототипа, сохранив фотографии или иные медиафайлы в формате, позволяющим определить данные о времени создания исходного файла (например RAW формат для фотографий) и т.п.
Хотелось бы напомнить, что важным плюсом авторского права является срок действия его защиты, который длится в течение всей жизни автора и 70 лет после его смерти и при этом, не требует дополнительных процедур продления и уплаты государственных пошлин.
Большим минусом являются сложности, возникающие при сборе доказательств. Подражатель же может внести незначительное количество изменений в дизайнерское изделие, но его вариант будет считаться новым и также созданным его творческим трудом;
В заключение хотелось бы напомнить, что проблема плагиата имеет историю равную истории существования человечества. Однако ведущие модные дома находят ресурсы для продвижения своих брендов и в кризисной ситуации. Так, например, бренд Vêtements успешно запустил линейку «Official Fake» с поддельной версией своего популярного дождевика с надписью на спине, а модный дом Gucci презентовал линию одежды и аксессуаров с ироничной подписью «Fake/Not» - если не можешь победить подражателей, возглавь их!
В случае, если у вас есть вопросы относительно защиты дизайна одежды, можете с нами связаться любым предложенным на сайте Erfis способом.