Найти тему
Science & Future

Две главные проблемы, из-за которых мир не скоро перейдёт на электромобили

Оглавление

Если достаточно активно следить за новостям, то может сложиться стойкое впечатление, что уже буквально в ближайшие годы электрокары по-настоящему начнут вытеснять автомобили с ДВС, а те страны, которые проигнорируют этот тренд, останутся аутсайдерами.

Исследуя вопрос «экологичности» и перспектив электрокаров, материала набралось на целую серию публикаций, так что дайте знать, если хотели бы увидеть такую серию на канале.

Ну а пока я выделил два, как по мне, основных препятствия, которые не позволят электрокарам переломить ситуацию в свою пользу.

1. Электромобили чудовищно загрязняют природу

© Павел Седов | auto.ru
© Павел Седов | auto.ru

Электричество в аккумуляторах не берётся из ниоткуда (вот это было бы круто) — почти 40% всего электричества в мире получают с помощью угля, добыча которого является одним из наиболее грязных процессов, осуществляемых человеком. Во-первых, само собой, речь о вырубке огромных площадей лесов, а, во-вторых, в процессе добычи непосредственно угля в атмосферу выделяется огромное количество токсинов. И это только добыча угля.

Чтобы получить электричество на электростанциях, уголь, очевидным образом, сжигают. В результате этого процесса в атмосферу улетают диоксид серы и оксиды азота, которые способны приводить к кислотным дождям, летучая зола, мышьяк, ртуть и даже радиоактивные торий с ураном, которые накапливаются в древесине.

Ну хорошо, скажут сторонники электрокаров, давайте переходить на атомную энергетику. Многие как-то «забывают» о её обратной стороне — радиоактивных отходах, которые сегодня могут разве что захоранивать. Так, к примеру, в «экологически чистой» Европе, которая наиболее активно решила переходить на использование электрокаров, придумали захоранивать радиоактивные отходы... в России.

-2

Корпорация Росатом и французская компания URANA подписали соглашение, согласно которому до конца года в Россию будет завезено около 1 000 тонн отработанного атомного топлива. Предполагается, что отработанные урановые стержни с французских АЭС отправятся на переработку в закрытый город Северск, расположенный в Сибири. Вот только сама по себе переработка не особо экологична, да и не очень-то активно у нас эти отходы перерабатывают — захоранивают куда активнее. Но это всё темы для других публикаций.

Ни ветрогенераторы, ни солнечные панели в итоге не являются настолько экологичными, как принято считать (ссылки все в конце публикации). К примеру, воздух, вода и почва Азии, Африки и Южной Америки крайне сильно страдают из-за добычи кадмия, теллура, галлия, германия, индия, селена и, конечно, кремния, без которого не обходится ни одна солнечная панель.

За десять лет, с 2008 по 2018 год, мировая добыча лития увели­чилась в восемь раз. В тот же период значительно увеличилась площадь пустыни Атакама в Чили, где литий добывается наиболее активно.

-3

Если свести всё к довольно узкому пониманию загрязнения окружающей среды, которое доминирует во всех возможных дискурсах, — выбросы CO₂ — то даже тут электрокары существенно проигрывают автомобилям с ДВС. Например, согласно исследованию немецкого научного журнала Ifo Schnelldienst углеродный след бензинового Mercedes-Benz оказался в полтора раза меньше, чем у Tesla, если учитывать добычу лития и производство аккумуляторов. Хотя, соглашусь, что тут можно подумать о некой аффилированности Mercedes-Benz и немецкого научного журнала.

Ну хорошо. Компания Volvo сравнила углеродный след от производства электрического Polestar 2 (суббренд шведов) и бензинового Volvo XC40. Результат такой: производство Volvo XC40 сопровождается выбросом 14 тонн CO₂e (парниковых газов), а производство электрокара (опять же, с учётом производства аккумулятора) — 24 тонн CO₂e.

Тут, повторюсь, материала набралось более чем достаточно для отдельной публикации, так что в рамках данной закончу с этим пунктом.

2. Материалов на всех не хватит

© Павел Седов | auto.ru
© Павел Седов | auto.ru

Это проблема является прямым продолжением первой. Её предлагаю рассмотреть на примере одной страны — Великобритании. Причины две:

  • Правительство Великобритании публично пообещало отказаться от авто с ДВС к 2050 году.
  • Именно там было проведено исследование, в рамках которого изучалось, хватит ли запасов сырья для производства аккумуляторов в рамках такого перехода.

Было подсчитано, что только для того, чтобы англичане выполнили своё обещание придётся удвоить мировое производство кобальта, но, что самое главное, на это уйдёт три четверти всего лития и весь добываемый на планете неоди́м.

© Павел Седов | auto.ru
© Павел Седов | auto.ru

По сути, этих аргументов второго пункта достаточно, но добавлю, что для стопроцентного перехода Великобритании на электрокары она должна будет потреблять половину всей меди, добываемой на Земле за год. И это для одной страны, в которой количество автомобилей едва ли превышает 30 млн., тогда как уже сегодня число электрокаров превысило 10 миллионов, что в свою очередь составляет всего 1% от общего числа авто в мире. Вывод тут очевиден.

Ссылки по теме:

Подписывайтесь на S&F, канал в Telegram и чат для дискуссий на научные темы.