На фоне растущей ковидной статистики в Свердловской области, о чём наперебой заявляют власти региона, никуда не исчезла проблема иных заболеваний. Об этом не принято говорить вслух, однако эпидемия спровоцировала волну тревожных расстройств. Очевидно, что психика людей не выдерживает, и многие нуждаются в психологической и психиатрической помощи. В зоне риска оказались дети и подростки.
В нынешнем году значительно возросло количество обращений к свердловским психиатрам родителей с детьми. Пропагандисты бы сказали – дескать, виноваты компьютерные игры, юношеская нестабильная нервная система. Однако к существующим внешним раздражителям добавилось бесконечное муссирование коронавирусной темы.
Проблему уже публично признал руководитель областного центра психологической поддержки детей и подростков Кирилл Бахарев. Он сообщил, что количество обращений детей и подростков к психологам в Свердловской области по итогам 2021 года может оказаться вдвое больше, нежели годом ранее.
Нервные и тревожные
«Безусловно, обращений стало больше. К лету 2021 года мы сделали цифру приёмов за весь 2020 год. На данный момент ожидается, что за весь 2021 год мы примем в два раза больше детей и подростков, обращающихся в том числе с родителями», — сказал Бахарев. По его словам, общее количество приёмов в 2020 году превысило две тысячи.
Заместитель главного врача Свердловской областной клинической психиатрической больницы, главный детский внештатный психиатр свердловского минздрава Анна Малахова также признала тренд, уточнив, что к 1 сентября 2021 года в областном центре психологической поддержки было проведено 2860 консультаций
Тревожность вызывает и то, что за время пандемии выросло число разных видов патологии.
«Первичная заболеваемость в детском возрасте увеличилась в 2,5 раза по поведенческим синдромам. Что касается первичной заболеваемости у подростков, зафиксировано в семь раз увеличение аффективной патологии, то есть это нарушение настроения», — рассказала Малахова.
Психиатр подчеркнула, что к поведенческим синдромам относятся в том числе тревожные, тревожно-депрессивные расстройства поведения, оппозиционно-вызывающие расстройства, социализированные и несоциализированные расстройства поведения. Однако, что интересно, по мнению специалиста минздрава, к пандемии психические расстройства отношения не имеют.
По ее словам, активного роста влияния пандемии на состояние детей не было отмечено в 2020 году.
«Подростки в этот период особо не пострадали. С моей точки зрения, начались какие-то проблемы с января текущего года, когда шло изменение — то очное обучение, то не очное. Подростки стали давать сбои и ухудшение психологического состояния. На сегодняшний день… нестабильность состояния в образовании, непонимание того, как мы будем завтра учиться, влияют на состояние здоровья подростков», — пояснила Малахова.
Нестабильность состояния, по словам эксперта, оказывает воздействие на психологическое состояние здоровых детей и приводит к увеличению тревоги.
Бахарев в свою очередь отмечает, что увеличение количества обращений с проблемами, связанными с пандемией коронавируса, начало фиксироваться с конца 2020 года.
«Мы получаем подростков с депрессивно-тревожным спектром расстройств. Кроме того, в первую очередь мы занимаемся подростками с наличием суицидоопасного поведения. Тревожность всегда присуща подростковому возрасту, но в условиях пандемии и условиях самоизоляции, конечно, скорее этот фактор возрастает», — пояснил он. Кроме того, оба специалиста признают, что часть подростков комфортно чувствуют себя на дистанционном обучении.
В любом случае, очевидно, что последствия нынешней пандемии предстоит расхлёбывать ещё очень долго.