Найти тему
Sovanimation

"Приключения барона Мюнхгаузена. Павлин". "Будет, будет. Шашлык из тебя будет!"

Привет! Это канал, посвящённый советской (и не только) анимации. Мы смотрим старые мультфильмы, вспоминаем о людях, которых их сделали, и размышляем, какое место они заняли в истории мирового аниматографа. Присоединяйся!

«Павлин» – это одна из серий короткого (даже по меркам советского кино) мультсериала про барона Мюнхгуазена. В отличие от остальных мультфильмов серии, «Павлин» отличается тем, что у него у одного использована оригинальная история, которой не было в литературном первоисточнике. Это вообще интересная тема – как барон Мюнхгаузен стал основой для фанатского творчества советских кинодеятелей. Нечто подобное происходило и с другими литературными произведениями («Волшебник Изумрудного города», к примеру), но они всё равно формально становились как бы другими произведениями. У Мюнхгаузена же это совсем не так: у нас есть отдельно книга и его легендарные приключения, и есть отдельно мультсериал, фильм «Тот самый Мюнхгуазен», которые как бы добавляют к уже существующему произведению дополнительные истории и переосмысление образа.

Он даже появлялся в российских комиксах! Прекрасный тайтл «Экслибриум» от BUBBLE, том третий «Меж трёх огней»
Он даже появлялся в российских комиксах! Прекрасный тайтл «Экслибриум» от BUBBLE, том третий «Меж трёх огней»

Анимационные «Приключения барона Мюнхгаузена», выпущенные с 1972-го по 1974-й гг., написал Роман Сеф. Это очень важно проговорить, поскольку к пятой части, выпущенной в 1995-ом году, он не имеет ни малейшего отношения – и это невероятно заметно. Фактически это была его первая работа как сценариста для советской анимации: так-то Роман Семёнович известен как хороший детский поэт и сказочник (ещё драматург и переводчик, но это сейчас не имеет отношения к вопросу). «Приключения» выполнены в традиционной форме для советской комедийной анимации: это музыкальный слэпстик (то есть такая утрированная комедия, с яркими визуальными шутками, построенные на почти клоунской буффонаде и карикатурности облика персонажей). Несмотря на то, что многие люди любят поругать анимацию бездуховного Запада именно за счёт использование физического контактного юмора, он вполне свободно был распространён и в советской анимации. Не настолько фактурно, как в «Looney Tunes» или «Томе и Джерри», но шуток про то, как какой-нибудь злодей хочет расправиться с героем и комично с этим не справляется, у нас предостаточно =)

«Какой такой павлин-мавлин? Не видишь, мы кушаем!»
«Какой такой павлин-мавлин? Не видишь, мы кушаем!»

Вообще визуальная свобода «Павлина» очень сильно его отличает от предыдущих мультфильмов – ну, например, того же «Между крокодилом и львом». За режиссуру сериала отвечало двое человек: Анатолий Солин (которого вы можете знать по мультфильмам «Великолепный Гоша», «Приключения поросёнка Фунтика» и по прекрасным «Запискам Пирата») и Натан Лернер – также режиссёр «Мук-скороход», «Аффенди, осёл и воры»… да, арабскую ориентированность его творчества не заметить невозможно. Но он ещё снимал «Краденое солнце», «Чертёнка №13» и «Кота, который умел петь».

Так вот, возвращаясь к визуальной раскрепощённости «Павлина»: Лернер в значительной степени полагается на визуальное повествование, чем Солин – адепт детского «разговорного» кино. Это не то чтобы делает его лучше или хуже, искусство такими категориями мыслит очень ограниченно – просто это неплохо позволяет отличить работы одного от другого – при визуальном единообразии сериала. В «Павлине» поразительно много классных визуальных шуток: как вам ковёр-самолёт, который буквально самолёт? А поедающий цыплят Джинн, копирующий знаменитую гоголевскую сцену с Патюком? А превращающий битву с Джинном в цирковое представление Мюнхгаузен? «Павлин» невероятно насыщен юмористическим разнообразным юмористическим контентом, не полагаясь только на карикатуру или только на визуальные метафоры.

Да и с внезапными сюжетными поворотами у фильма всё в порядке.

«Спой, птичка!»
«Спой, птичка!»

Лично мне кажется, что у фильма есть единственная проблема, но, к сожалению, довольно фатальная, в том числе для его замечательного юмора: у него просто нет материала даже на свой относительно короткий хронометраж.

По сути, что происходит? Барон Мюнхгаузен хочет получить павлина, приезжает на Восток, достаёт бедного Джинна, пока не получает желаемое. Всё. Это всё, что у него есть. Конечно, мультфильмам совершенно необязательно иметь пятиактную или трёхактную структуру: в той же советской анимации есть совершенно прекрасные и очень простые сюжетные истории. Что сложного в «Мешке яблок»? А в «Ушастике» или казахском «Жаворонке»?

Но «Павлин», как и все другие мультфильмы этого сериала, совершенно не используют каноничную непредсказуемость сюжетов про Мюнхгаузена. Смысл же не просто в ярких образах, вроде вытягивания себя из болота за волосы и полёта из пушечного жерла, а в том, что это всё занимало ровно столько места, сколько нужно, ни больше и не меньше, и чередовалось другими сумасшедшими приключениями. Тогда как в мультфильмах сам показ этих конкретных необычных образов оказывается самоцелью; а уж насколько интересен обрамляющий его сюжет – дело десятое. И это немного портит впечатление, поскольку в итоге оказывается, что кроме конкретных минут-двух смотреть, по большому счёту, и нечего.

-4

Ну и немного отталкивает стиль рисунка. Над сериалом работали Михаил Першин, Светлана Сичкарь и много других художников, часть из которых неизвестна вообще, часть показали себя хорошими специалистами, но что-то для «Мюнгаузена» стиль был выбран… не очень запоминающийся и интересный. Рисунок тяготеет к простым формам, окрашенным простой заливкой, теней почти нет. Палитра яркая, но не характерная, не вызывающая немедленной ассоциации именно с этим мультфильмом. В детстве она казалась ужасно некрасивой, хотя могу предположить, что, во-первых, я сама была уж слишком избалована диснеевской анимацией, а, во-вторых, я смотрела мультфильм с плохой кассетной копии. Во всяком случае скриншоты хотя выдают потемнения и шумы, но не выглядят такими уж тёмными и блёклыми, какими их помнит память.

«Павлин» – не самый забытый из фонда советской анимации мультфильм, но о нём куда чаще вспоминают люди, которые смотрели его в детстве, чем те, кто посмотрел его сейчас. Несмотря на искреннее обаяние непосредственного комедийного слэпстика, «Павлину», да и всему сериалу про Мюнхгаузена, не так уж много есть что предложить. Пакет запоминающихся фраз – да, но история?.. Рисунок?.. Анимация?.. Это очевидно хороший способ провести десять минут своей жизни – но, увы, далеко не самый лучший.

#кино

#советские мультфильмы

#мультфильмы ссср

#мультфильмы