Найти тему
Волжский химик

На ТОАЗе своя политика

Как сделать завод привлекательным для молодых профессионалов? Как создать для них атмосферу, которая сделает ТОАЗ чем-то большим, чем просто место работы? Поможет политика! Молодёжная политика.

На Тольяттиазоте разработали новый документ, который так и называется «Молодежная политика ПАО «ТОАЗ» на 2022-2025 годы. «ВХ» изучил его и расскажет читателю, как работодатель развивает молодые кадры, то есть как завод «прокачивает» свое будущее.

Цели у молодежной политики амбициозные. Привлечь на ТОАЗ лучших выпускников вузов и ссузов. Быстро адаптировать молодежь новом месте работы, знакомить и вовлекать в корпоративную культуру. В том числе, развивать волонтёрство и пропагандировать ЗОЖ. Обучать, при этом повышать не только профессиональные навыки, но управленческие. А для этого – выявлять работников с лидерским потенциалом. Вовлекать в инновационную, научно-исследовательскую и проектную деятельность.

Звучит многообещающе. Достигать поставленных целей позволят конкретные инструменты. Давай подробнее познакомимся с ними.

Правильная реклама? На личном примере

Уже несколько лет на ТОАЗе действует программа профориентации. Если кратко: мы рекламируем наше предприятие среди учащихся школ, ссузов и вузов и их родителей. Так уж ли это важно? Мировые тренды говорят, что да. Сегодня 25% студентов начинают поиски работы уже с первого курса вуза, ссуза. Лишь один из десяти хотел бы дождаться окончания учебы. Современное поколение начинает работать с меньшим опытом работы, чем предыдущие.

Программа профориентации – не только презентации, видеоролики и экскурсии на завод, но и личные встречи с молодыми тоазовцами, которые уже добились определенных успехов на заводе. Завод создает особые условия в учебных заведениях (оборудует техникой), курирует и поддерживает лучших учеников финансово. Как итог: они выбирают ТОАЗ своим будущим местом работы.

Есть и мотивирующие бонусы для молодежи: единовременные выплаты, надбавки, жилье, бесплатное обучение. Планируется, что их станет еще больше.

Свой среди своих

Пришедшую на завод молодежь нужно адаптировать. Начинать можно и нужно еще на стадии стажировки студентов. Познакомившись и узнав о предприятии изнутри, они охотнее придут работать в уже знакомое им место и коллектив.

Зарекомендовали себя Welcome-тренинги – приветственные курсы, когда новые работники в течение всего рабочего дня знакомятся с заводом, общаются с представителями разных блоков. В том числе, узнают про «социалку» и молодежное движение.

Планируется даже обучать специалистов в цехах и подразделениях организовывать события по адаптации молодежи. А среди наставников проводить конкурсы на звание лучшего из лучших.

Уже сейчас все руководители цехов и отделов готовят план адаптации для каждого молодого сотрудника, пришедшего к нему на работу. В помощь руководителям есть методичка по составлению такого плана.

Начальник – представитель старшего поколения, и ему сложно найти общий язык с молодежью? Не беда! Молодежная политика предусматривает тренинги для руководителей, где подскажут, как работать с молодыми специалистами поколений Y (родившихся с 1983 по 2003 годы) и Z (родившихся после 2003-го).

Светлые головы: из резерва в руководители

Таланты и умения важно помочь раскрыть. Поэтому на ТОАЗе особое внимание уделяют обучению молодых сотрудников.

Обучение несет в себе сразу две важных задачи: повысить профессионализм работников и выявить потенциальных лидеров.

Лучшие из лучших формируют кадровый резерв предприятия. Это та молодежь, которая в ближайшем будущем займет руководящие должности на заводе. К этому их готовят, в том числе, бесплатно обучая управленческим навыкам.

Уже сейчас молодые сотрудники могут заявить о себе, участвуя в конкурсах профессионального мастерства, развивающих тренингах, мотивационной программе «ТИР. Твоя идея работает».

Фокус в молодежной политике – на наставничество. Передача уникального опыта старших коллег помогает скорее раскрыться молодым работникам.

Больше, чем просто работа

Многие слышали от старших товарищей, что завод стал для них вторым домом, а коллектив, как вторая семья.

Такое отношение к компании – не пустые слова для работодателя. Большую роль в общем успехе молодежной политики играет вовлеченность молодых в корпоративную жизнь, принятие и следование местным традициям, ценностям и культуре.

Хороший способ принять новичков в свою рабочую семью – приглашать их участвовать в совместных событиях. На ТОАЗе каждый сможет найти занятие и единомышленников по душе, будь то спорт, интеллектуальные развлечения, творчество, волонтерство.

Для молодежи важно быть на связи, быть в курсе событий. Поэтому положение предусматривает развитие каналов коммуникаций между работниками, например, через соцсети (вот статистика: 55% молодежи используют свои смартфоны пять и более часов в день, у 26% телефоны активны больше 10 часов в день. 80% уверены, что технологии и автоматизация создадут более комфортную рабочую среду).

Но еще более действенны – личные встречи, где можно обсудить насущное. Например, слеты, форумы, встречи с руководством, круглые столы.

Есть риски

Авторы молодежной политики Тольяттиазота указали и на те факторы, которые могут мешать реализовывать ее так, как хотелось бы.

Демографический кризис и снижение доли трудоспособного населения в целом по области влекут за собой острую конкуренцию работодателей за эффективного молодого работника.

Современная молодежь имеет завышенные ожидания в отношении заработной платы, условий труда, социальных льгот и темпов карьерного роста. Такой максимализм может стать причиной оттока молодых работников с завода.

К сожалению, еще одна отличительная черта некоторых молодых людей – пассивная жизненная позиция и иждивенческий принцип существования: часть молодёжи рассчитывает на то, что работодатель возьмет на себя заботу об их личном и профессиональном развитии, карьерном продвижении и росте благосостояния.

На сознании современной молодежи сказывается и многолетняя тенденция падения престижа рабочих профессий. Многие после учебы не работают по полученной профессии, переезжают в поисках лучшей жизни в крупные города.

Чтобы достигать стратегических целей, ТОАЗу предстоит выстроить диалог между разными поколениями работников. В первую очередь – создать и применить современные, высокотехнологичные, яркие и разнообразные формы общения, которые помогают найти общий язык.

Есть козыри

Не будем забывать и о сильных сторонах, которые есть у ТОАЗа как у работодателя. Во-первых, давно зарекомендовал себя совет молодежи, которые работает с молодыми работниками не на словах, а на деле. Во-вторых, на рынке труда у компании – несомненные конкурентные преимущества. Это стабильная официальная заработная плата на уровне, превышающем средние показатели в области, широкий пакет социальных программ и корпоративной поддержки. Плюс к тому – эффективная система профессионального и личностного развития, которая дает возможность молодежи повысить уровень профессиональной квалификации и получить дополнительное образование.

Выше мы уже рассказали, что в компании эффективно действуют программа профориентации, адаптация и наставничеств молодых работников. ТОАЗ бережно сохраняет и культивирует свои традиции и культуру, в том числе и профессиональную, через преемственность поколений, гордится своими трудовыми династиями.

Сергей Гулькин, заместитель генерального директора – директор по управлению персоналом:

– Молодежная политика – это комплекс мер: привлечение будущих тоазовцев на завод, их сопровождение на пути профессионального и карьерного роста до попадания в список кадровых резервистов. Сейчас совет молодежи разрабатывает конкретный план мероприятий и событий по всем направлениям молодежной политики. Не будем откладывать в долгий ящик и утвердим этот перечень у генерального директора уже до конца текущего года.

Ольга Севостьянова, председатель профкома:
– Треть работников Тольяттиазота – это молодые люди до 35 лет. А средний возраст трудового персонала чуть больше 40. К тому же, сейчас полным ходом идет смена поколений на заводе. Нужно ли говорить, насколько важным моментом для предприятия является принятие молодежной политики. Опыт это хорошо, но давайте признаем, что без напора и энергии молодых работников развитие компании остановится.
Профсоюз поддерживал молодежь всегда, даже в сложные времена, когда молодым работникам было трудно развиваться и пробиваться наверх. Благо, что сейчас администрация ТОАЗа заняла такую позицию и всецело помогает молодым заводчанам в их профессиональном становлении.

Евгения Суходеева, председатель совета молодежи:

– На самом деле для нас утверждение молодежной политики стало большим шагом вперед в развитии работы с молодежью на ТОАЗе. На протяжении нескольких лет очень много работали для этого. Совет молодежи – это лишь часть молодежной политики, которая охватывает сразу несколько направлений.

На достигнутом не останавливаемся, хотим развиваться дальше. В процессе реализации будем понимать, чем дополнить, как улучшать молодежную политику. Рады, что администрация и профсоюз поддерживают наши начинания и инициативы.

Юрий Николаев для "Волжского химика"