Найти тему
НОВЫЕ ИЗВЕСТИЯ

Последний поход «счастливой щуки»: как погибла советская подлодка Щ-320

Оглавление

Работа над проектом «Бессмертный дивизион. Последний поход» началась в 2013 году, когда Разведывательно-водолазная команда обнаружила на дне Балтийского моря первую из 10 подводных лодок, о которых рассказано в видеороликах, представленных на нашем канале. Всего на сегодняшний день командой было обнаружено 16 лодок КБФ.

Субмарина времено ВОВ.
Субмарина времено ВОВ.

Изучив повреждения на корпусах затонувших подводных лодок, а также положение их горизонтальных и вертикальных рулей, машинного телеграфа, репитера и множество других деталей, РВК сумела исторически точно воссоздать ситуацию в момент подрыва лодок, а также установить, как экипажи боролись за живучесть субмарин. Это реалистичная трехмерная реконструкция того, что произошло в толще Финского залива много лет назад.

Начало подводной войны в Балтийском море

Весной 1942 года выходит директива Военного совета Балтийского флота о подготовке плана военных действий под водой. Определена главная задача советских подлодок — помешать воинским перевозкам, а также поставкам шведского и финского сырья (медь, лес, железная руда) в Германию.

Чтобы не дать субмаринам Советского Союза выйти в открытую Балтику, противник выставил минные поля: эти заграждения должны были привести к большим потерям среди советских подводников и заставить Балтфлот отказаться от активных действий. План врага не сработал — наши лодки успешно форсировали минные рубежи, сея панику на вражеских маршрутах и создавая помехи для морских перевозок.

О подводной лодке Щ-320

Одной из советских подлодок, существенно осложнивших жизнь немцам, была Щ-320.

Иван Вишневский.
Иван Вишневский.

Эту "Щуку" можно назвать счастливой — она успела поучаствовать в советско-финской войне, а осенью 1941 года сумела прорваться через заминированный врагом Финский залив в южную часть Балтики. Летом 1942 года "Щука" отправила ко дну немецкое судно и была атакована глубинными бомбами, но вернулась на базу целой и невредимой. За этот удачный поход весь экипаж был награжден орденами и медалями, а командиру подлодки Ивану Вишневскому вручили орден Ленина.

Но активные действия субмарин СССР заставили противника принять меры: для защиты морских перевозок была введена система конвоев и усилены минные поля в тех местах, где, по данным вражеской разведки, проходили подворные лодки Балтфлота.

Морские мины
Морские мины

Противолодочные рубежи врага, представлявшие собой многочисленные ряды подводных мин, расположенных в шахматном порядке, дополнились установленными на глубине минами типов UMA и UMB. Такое усиление превратило заграждения в практически неприступные. Риск подрыва советских субмарин при попытке преодолеть подобные минные поля достигал 60%.

Несмотря на опасность, лодка Щ-320 в ночь на 2 октября 1942 года вышла в боевой поход. Задача, поставленная командованием перед экипажем "Щуки", была следующей: занять позицию к югу от датского острова Борнхольм и вести подводную войну.

Щ-320 в сопровождении сторожевых катеров покинула базу на острове Лавенсари, затем в 13 милях от острова ушла на глубину и... пропала.

23 октября 1942 года подлодка была награждена орденом Красного знамени, однако никто из экипажа об этом так и не узнал. Судьба сорока советских моряков-подводников оставалась неизвестной целых 75 лет.

Маршрут Щ-320.
Маршрут Щ-320.

Как дайверы-поисковики обнаружили "Щуку"

Весной 2017 года Разведывательно-водолазная команда вдруг обнаруживает неподалеку от о. Большой Тютерс неизвестный крупный объект, находящийся на глубине 48 метров.

Российские дайверы погружаются в воды Балтики, чтобы исследовать находку. И что же предстает перед их глазами? На дне, практически не уйдя в грунт, покоится советская Щ-320. Выходит, что осенью сорок второго субмарине так и не удалось уйти далеко от родной базы.

При осмотре лодки дайверы обнаружили в верхней части носа субмарины пробоину, а вдоль правого борта затонувшей подлодки лежал минреп — трос, которым морская мина крепится к якорю. Рядом находился и сам якорь, а также... совершенно целая мина типа UMA.

Мина на дне
Мина на дне

Продолжив поиски, дайверы нашли минреп и по левому борту — выходит, мина, ставшая причиной гибели подводной лодки, стояла где-то здесь.

Однако то, что поисковики обнаружили на корме, их просто поразило: из правого кормового аппарата примерно на три четверти торчала торпеда! Очевидно, экипаж подлодки пытался выпустить ее, но что-то этому помешало.

Что же случилось с подлодкой Щ-320?

Исследователи попытались восстановить события октября 1942 года и получили следующую картину.

Лодка Щ-320, двигаясь в подводном положении, начала форсировать минные поля вражеского заграждения «Зееигель». А преодолеть эти поля можно было, только поднырнув под мины. Значит, советская подлодка шла, почти касаясь грунта. И тут субмарина задела правым носовым рулём минреп морской мины UMA, находящейся на глубине 20 метров.

Экипаж услышал скрежет троса о корпус подлодки и выполнил маневр уклонения, то есть субмарина начала поворот в горизонтальной плоскости в сторону минрепа. Трос соскользнул с руля. Удача! Но лодка тут же зацепила левым рулем минреп другой немецкой мины. "Щука" оказалась в точке, где минные линии находились совсем рядом.

Экипаж этой советской лодки был опытным и готовым к любой ситуации. Командир отдает приказ «Лево руля», лодка снова пытается уклониться. Но ловушка захлопнулась. Трос подтягивает мину к палубе лодки и происходит взрыв.

Взрыв мины (реконструкция).
Взрыв мины (реконструкция).

Мины типа UMA, UMB были небольшими. Взорвавшись, они приводили к затоплению одного-двух отсеков. Члены экипажа, которые находились в отдаленных от места повреждения отсеках, имели реальный шанс на спасение. Подводники в кормовом отсеке выжили и предприняли попытку покинуть субмарину через кормовой торпедный аппарат. Чтобы освободить себе путь, они должны были выстрелить торпеду при помощи сжатого воздуха, однако его запасов после взрыва в носовой части оказалось недостаточно. Торпеда не вышла до конца, застряв в аппарате, и моряки-подводники остались в лодке навсегда.

Вот так неподалеку от острова Большой Тютерс нашел последнее пристанище доблестный экипаж Щ-320, включая командира Ивана Вишневского. Благодаря работе поисковиков перестала быть тайной еще одна героическая страница истории подводной войны на Балтике.

Венок.
Венок.

Координаты подлодки теперь нанесены на карты и считаются воинским захоронением. По погибшим морякам отслужили панихиду, в их честь прошли памятные мероприятия. Имена героев навсегда вписаны в историю Победы.

Посмотрите видео о подводной лодке Щ-320:

-----

Другие статьи о работе Разведывательно-водолазной команды на Балтике: