Найти тему

Что такое “нормально” в психологии?

Источник фото Pixabay
Источник фото Pixabay

“Как дела?” – “Нормально”. Такой диалог практически у любого человека происходит каждый день. “Нормально” в жизни означает “как обычно” и носит позитивный оттенок – “как обычно средне, хорошо”. А что понимается под “нормально” в психологии?

Что есть норма?

Понятие нормы – одно из краеугольных в психологии. Начиная работать с клиентом, психолог первым делом определяет, является ли проблема особенностью именно этого человека или реальным нарушением, которое нужно свести на нет или, как минимум, скомпенсировать, чтобы оно не мешало жизни и функционированию. Проблема определения нормы в том, что одни и те же проявления могут быть “нормальными” в одном разрезе и патологическими – в другом.

Можно рассматривать норму в четырех смыслах:

  1. С точки зрения статистики.
Источник фото Pixabay
Источник фото Pixabay

Многие характеристики человека имеют большой разброс вариантов. К примеру, возьмем математические способности: у малого количества людей они будут крайне высокими и крайне низкими, а большинство покажет промежуточные средние результаты, которые и можно считать нормативными. Но тут возникает вопрос – где начинается и заканчивается граница нормы, как она определяется? Ответ – никак, исключительно на общественной договоренности и здравом смысле. Если непопадание в границы условной нормы мешает человеку жить (или, например, работать), то мы можем говорить о ее отсутствии.

2. С точки зрения функциональности.

Источник фото Pixabay
Источник фото Pixabay

Основной аспект здесь – мешает ли отсутствие нормы человеку «любить и работать», как говорил Фрейд, то есть может ли человек продуктивно трудиться длительное время и состоять в устойчивых доверительных стабильных отношениях с партнером. С одной стороны, это можно легко оценить, с другой – и тут не обходится без условностей. Например, человек не удерживается ни на одном месте дольше пары месяцев – это не норма. Но возможно, он просто выбирает работу со строгим графиком, который, в силу психологических причин, не может выдержать, а на работе со свободным графиком он будет продуктивен годами. То же самое с отношениями – человек не может их поддерживать подолгу, но возможно, что он сам по себе интроверт, а в пару к нему попадают неуемные экстраверты, которых он не может выдерживать длительный срок. Если же он встретит такого же интроверта, как он сам, то построит стабильный крепкий союз. То есть, попадая в нужные, хоть и более узкие, условия, «ненорма» превращается в норму.

3. С точки зрения типологии.

Источник фото https://ru.freepik.com, автор master1305
Источник фото https://ru.freepik.com, автор master1305

Например, людей с витилиго немного, но это выпадение из нормы не мешает им нормально функционировать, соответственно мы считаем эту особенность пигментации кожи одним из вариантов.

4. С точки зрения социальных норм.

Источник фото Pixabay
Источник фото Pixabay

В разных обществах разные границы, и то, что может быть социально приемлемым в одной культуре, в другой будет считаться ненормальным. Например, в мусульманских странах иметь более одной жены – норма, в африканских племенах норма – выдать девочку замуж условно в 12 лет, а в России эти варианты не считаются нормальными

Почему люди не хотят признавать «не норму»

Источник фото Pixabay
Источник фото Pixabay

Часто говорят, что ни один психически ненормальный не признает, что он психически ненормальный. Правильно ли это? Есть разные варианты.

  1. Иногда человек хорошо информирован о своем состоянии, но общество не воспринимает это всерьез. Например, депрессию в нашей стране большинство людей считают блажью. Соответственно, когда человек сообщает, что не мог работать из-за депрессии, ему отвечают: «Да брось ты, ты просто лентяй, придумал себе страдания». Вместо того, чтобы услышать слова поддержки, что-то воодушевляющее, они получают удар по и без того хрупкой самооценке. Услышав такой ответ раз, два, три, впоследствии человек говорить: «Отстаньте, у меня все нормально».
  2. Другая ситуация – когда человек понимает, что с ним не все в порядке, но люди с психическими заболеваниями в нашем обществе подвергаются стигматизации. И желание лечиться напрямую зависит от социальных норм. Если психические заболевания воспринимаются в социуме примерно как гастрит, то нет разницы между тем, чтобы пойти к гастроэнтерологу или к психотерапевту (или тем более, к психиатру). Если же в обществе лечение у психиатра воспринимается, как несмываемое пятно на репутации, то человек будет всеми силами и до последнего избегать его.
  3. При некоторых состояниях человек действительно не может мыслить критически, теряет связь с реальностью и не может трезво оценить свое состояние. Ему необходимо лечение, но и тут мы сталкиваемся со сложностями. Убедить такого человека, при отсутствии у него рационального мышления, невозможно, а лечить принудительно не позволяет законодательство, за исключением тех случаев, когда состояние угрожает самому больному или окружающим, например, если он кидается с ножом на людей или ложится в кровать и перестает есть.

В норме мы сначала оцениваем ситуацию, а потом делаем вывод: «Я не могу решить задачу по математике, поэтому я тупой». С этим можно работать и снизить испытываемое чувство неполноценности, если рассмотреть ситуацию более подробно: «Я не могу решить задачу по математике, зато я лучше всех пишу сочинения». Но есть психические расстройства, при которых порядок действий меняется местами – сначала возникает эмоция, а после этого мозг подгоняет под нее аргументы. Именно поэтому рациональные объяснения здесь не работают. Почему мне тревожно? Потому что за мной следят спецслужбы! Мозгу нужно объяснить возникшее чувство, и реальность описания ситуации не имеет значения. Сложность диагностики зависит от интеллектуального уровня больного – чем он умнее и интеллектуально развитее, тем сложнее установить диагноз, так как его аргументы и обоснования выглядят логично и убедительно.

Норма и не норма одновременно

Источник фото Pixabay
Источник фото Pixabay

А могут ли вместе сосуществовать норма и не норма? Такое вполне возможно. Возьмем, к примеру, шизофрению. В остром психотическом состоянии это однозначно не норма – галлюцинации смешиваются с реальностью, человек слышит голоса, бредовые идеи кажутся вполне нормальными, объяснить ему что-то рационально не получится. Но если у него форма шизофрении не с непрерывным течением, а приступообразная, то вне приступов такой больной совершенно адекватен, осознает свое заболевание, может испытывать чувство стыда за поведение в период обострения, принимать медикаментозное лечение и нормально функционировать: работать, заниматься спортом, детьми и т. д.

Или возьмем нарушения психопатического уровня. Человек в интеллектуальном и психическом плане совершенно нормален, но имеет настолько тяжелый характер, что это мешает жизни.

А люди с нарушениями аутистического спектра (если не брать в расчет глубокий аутизм)? Они имеют особенности поведения, могут быть замкнутыми, соблюдать определенные ритуалы, не замечать чувства голода, иметь низкую потребность в эмоциональном контакте, игнорировать определенные социальные нормы, но при этом быть вполне функциональными и самостоятельными, иметь высокий уровень интеллекта, выстраивать отношения (пусть и с ограниченным кругом людей), работать в коллективе. Жизнь такого человека связана с определенными трудностями, с которыми не сталкиваются обычные люди, но его особенности не будут мешать ему жить и работать. Гораздо эффективнее такие личности, если их поместить в среду им подобных. Яркий пример – Шелдон из «Теории большого взрыва». Он необычен, эмоционально холоден, его жизнь зависит от ритуалов, нарушение которых его нервирует. Да, он использует энергозатратные психологические костыли, но нормально существует. При этом, в кругу друзей-ученых он функционирует намного лучше, чем функционировал бы среди, скажем, футболистов. Таких людей называют скомпенсированными.

Раз уж заговорили о компенсации, надо сказать и о декомпенсации. Человек, который нормально функционирует в подходящих условиях, в неподходящих может перестать это делать. Можно ли считать, что он стал ненормальным? Отнюдь, просто данные условия для него неадекватны. К примеру, если посадить замкнутого интроверта работать с клиентами, он не справится, и не потому что он плохо работает, а потому что не рассчитан на такое количество общения.

Одним словом, все люди разные, и далеко не все, что мы считаем не нормой, на самом деле не норма. О нарушениях можно говорить лишь тогда, когда человек не может нормально функционировать в обычных ситуациях и в подходящей для него среде. А вариантов нормы и индивидуальных особенностей хватает у каждого. Если вы хотите лучше понимать, как с ними работать – приходите к нам в Академию на курс «Клиническая психология. Психологическая диагностика и психотерапия в клинической и психолого-педагогической практике».

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц