Откуда взялись те богослужебные песнопения, которые мы слышим в наших храмах? Одним из их авторов был прп. Феофан Исповедник, епископ Никейский.
Память прп. Феофана совершается 24 октября. Вместе со своим братом Феодором он также известен под наименованием «Начертанный». Происхождение данного титула станет понятным, если мы кратко рассмотрим жизнеописание святого.
Сразу отметим, что вся жизнь прп. Феофана так или иначе связана с длинной эпохой иконоборчества и противостояния православных этой ереси. Родился святой в первую иконоборческую эпоху, незадолго до Седьмого Вселенского собора, примерно в 778 году. Вместе со своим младшим братом они получили хорошее домашнее образование, а для дальнейшего обучения были отправлены в Великую Лавру Саввы Освященного, что в Иудейской пустыне, недалеко от Иерусалима. Как мы помним, окончательное торжество иконопочитания не было установлено с проведением Вселенского собора и вторую волну иконоборчества развязал пришедший к власти в 813 году император Лев Армянин. Через два года своего правления он лишает патриаршества свт. Никифора и созывает еретически собор для отмены постановлений собора 787 года. Питая возможность как-то переубедить императора, в столицу Византии Иерусалимский Патриарх Фома посылает братьев Феофана и Феодора. Это было начало их исповеднического подвига.
В словесных спорах Лев проигрывал, а потому, как это обычно бывает от бессилия и злобы, предал братьев заключению и пыткам, которые им впоследствии пришлось терпеть на протяжении двадцати пяти лет. В истязании святых исповедников отличились также и последующие императоры Михаил II и Феофил. Последний осуществил еще одну попытку словесного переубеждения, но Феофан и Федор твердо стояли за Истину. В конце концов их подвергли довольно изощренному наказанию. Раскаленными иглами на лицах братьев были выколоты ямбические стихи, называющие их «сосудами скверного заблуждения». Именно после этого истязания Феофан и Феодор получили наименование «Начертанных». После пытки их отправили в ссылку в город Апамея, что на берегу Мраморного моря, где младший Федор и скончался в 840 году.
В это время в заточении Феофан вступает в переписку с будущим Константинопольским Патриархом и исповедником Мефодием. Когда в 843 году императрица Феодора созывает собор для восстановления иконопочитания, то его участником становится и Феофан. Здесь же Патриарх Мефодий решает поставить епископа на вдовствующую Никейскую кафедру. Его выбор падает на нашего святого, но находятся те, кто сомневается в приверженности преподобного Православию. Мефодий защищает своего избранника, утверждая, что его изуродованное лицо служит самым лучшим свидетельством верности иконопочитанию. Епископское служение святого было непродолжительным. Дата смерти прп. Фофана доподлинно неизвестна и варьируется в основном между 845 и 851 годами.
Самым большим письменным наследием прп. Феофана являются его каноны. Число их – около полутора сотен. Тематика канонов очень разнообразна: это и праздники, и воскресные дни, и дни памяти святых. К слову, канон Торжеству Православия, который мы слышим в конце первой недели Великого поста, также составлен прп. Феофаном. В воскресный день 24 октября, т. е. в 18-ю Неделю по Пятидесятнице, Церковь также чтит отцов Седьмого Вселенского собора, а потому взаимосвязь с празднованием памяти прп. Феофана – очевидна. «Видом священно начертанных икон, образами Христа и Богородицы сияющие божественные селения созерцая, мы достойно святыни радуемся», – слышим мы в 4-й песни. В этот воскресный день гармонично впишутся и слова из 6-й песни: «Снимает с себя печаль и тьму ересей Христова Церковь, и носит одежду веселия, и покрывается божественной и светоносной благодатию».
В жизни и творениях прп. Феофана есть одна особенность, о которой хотелось бы сказать. Возможно, нам покажется, что для составления богослужебных текстов необходимо какое-то специальное образование или талант. Конечно, не без этого, но все-таки первостепенное значение здесь имеют желание и искренность, являющаяся следствием праведной жизни. Свт. Филарет Черниговский отмечает, что из «канонов Феофана немногие богаты мыслями и чувствами. Все они писаны слогом простым: это приближает их к понятию каждого. Зато повторение одних и тех же мыслей, изображение предметов одним и тем же цветом немного говорит мысли и чувству». Причины такого положения очевидны. Как было отмечено выше, образование прп. Феофан получал дома и в Лавре Саввы Освященного. Его исповеднический подвиг начался в возрасте 35-37 лет, что сделало невозможным дальнейшее интеллектуальное возрастание. Именно поэтому каноны Феофана в плане смыслового наполнения и стилистики очень схожи между собой. Исследователи отмечают, что наиболее развернутыми, красивыми и содержательными являются каноны, написанные святым о событиях, близким его сердцу. Сюда можно отнести тексты, посвященные Благовещению, Святому Духу, апостолу Иоанну Богослову, свт. Николаю Чудотворцу, вмч. Георгию Победоносцу и пр.
Такое христианское творчество сегодня, к сожалению, угасло. Максимум, что мы видим, – это составление акафистов, часто витиеватым языком излагающих жизнеописание святого, и отдельные богослужебные чины, возникновение которых продиктовано современными нуждами: пандемия, война, молитва о наркоманах или венчание пары, прожившей много лет без церковного благословения. Нам не хватает той самой искренности, что двигала умом, сердцем и рукой прп. Феофана. Я не утверждаю, что мы лицемерны, но все-таки наша искренность направлена куда угодно, кроме к «единому на потребу». Думаю, у нас неплохо получился бы канон посвященный, например, любимой профессии, хобби, книге, отдыху, т. е. всему тому, к чему реально привязано наше сердце. А вот настоящее христианское творчество нам недоступно. Конечно, не все мы можем или способны уйти в монастырь, не всем нам стать исповедниками, но все-таки пример с прп. Феофаном Никейским весьма характерен.
Если наша жизнь будет постепенно реально разворачиваться в сторону Христа, если Священное Писание станет для нас настольной книгой, а молитва – естественной потребностью, если каждое наше действие будет буквально пропитано духовным опытом, то и внешнее проявление в виде каких-то действий, добродетелей и подлинного христианского творчества не заставит себя ждать. И не обязательно это будут каноны.