В будуаре императоров
3.Хищники у трона
В XVIII веке в России все государственные проекты решались возле трона императоров. Путь к трону был непрост, и далеко не каждой выдающейся личности выпадал такой случай.
В годы правления Екатерины Великой место ее фаворита почти официально было приравнено к высокой государственной должности. Являясь как бы законным мужем императрицы, светлейший князь оценивал фаворитов государыни и давал на них «разрешение». Затянувшийся отъезд Потемкина и военные действия на юге России сделали возможным для многих придворных выставить свои канди-датуры. Среди них были отставной секунд-майор Преображенского полка Казаринов, барон Менгден и выдающийся храбрец Милорадович — все молодые красавцы. Судьба улыбнулась Платону Зубову — ставленнику фельдмаршала Николая Салтыкова.
Платоническая любовь императрицы
Еще восьмилетним ребенком Платон был записан сержантом в Семеновский полк. В 1788 году он находился в действующей армии, воевавшей в Финляндии, и через год был произведен в секунд-ротмистры, что соответствовало чину капитана. По рекомендации Салтыкова весной 1789 года Зубов был переведен в придворный полк и назначен командиром над конногвардейским отрядом, несущим караул в Царском Селе.
В июне того же года Платон Зубов командовал конвоем, сопровождавшим Екатерину во время ее поездки из Санкт-Петербурга в Царское Село. Он так красовался возле кареты государыни, что был за мечен ею и приглашен на обед. Затем государыня отправила Платона к лейб-медику Роджерсону, а потом к «пробир-фрейлине» Протасовой. Получив заверения в здоровье и мужских достоинствах претендента, императрица «ненароком» встретилась с Зубовым в парке Царского Села и отвела его в мавританскую баню, где лично убедилась в телесной красоте нового претендента.
1 июля (по старому стилю) бывший фаворит Дмитриев-Мамонов оставил апартаменты Зимнего дворца и уехал в Москву. Тем же вечером Зубов был приглашен Екатериной на игру в карты, был представлен ею узкому кругу близких людей. Когда игра закончилась, Екатерина, взяв Платона под руку, направилась к дверям своей спальни. Видимо, справился со своей задачей Зубов недурно, так как на следующий день из ротмистра стал полковником гвардии и флигель-адъютантом, еще через сутки обнаружил в ящике письменного стола 100 тысяч рублей золотом и 25 тысяч ассигнациями. Зубову было 22 года, а Екатерине — 60. Придворные не очень волновались из-за появления Зубова в роли фаворита, называя его «мотыльком-поденкой», но вскоре поняли, что ошиблись. Ему суждено было стать последним фаворитом императрицы. После смерти Потемкина Зубов занял все государственные посты князя. Для новорожденной Одессы фигура Платона Александровича оказалась значительной.
Меценат Одессы
Во время Русско-турецкой войны 1787-1791 годов на пути Суворова, следовавшего в сторону Бендер, стояла старая крепость Хаджибей. На рассвете 13 сентября 1789 года она была взята отрядом графа де Рибаса и казаками во главе с атаманом Головатым. После подписания в 1791 году мирного договора в Хаджибее началось строительство новой крепости.
Однако после заключения Ясского мира многие жители Балкан стали беженцами. «Греческий проект» уже был запущен, поэтому Екатерина решила создать из Хаджибея приют «для единоверных нам народов, страдающих под турецким игом, преимущественно же греков». В 1794-м уже строили город-крепость, разделенный на два участка, — военный и греческий.
Губернатор Новороссии Зубов дал поручение де Рибасу собрать сведения о том крае: «Привезите с собой заметки и все чертежи этой местности, которые Вы сочтете нужными для представления импе-ратрице. Хорошо бы знать Ваше мнение по поводу того, что следует предпринимать в будущем для развития этих мест».
Изучив выгодное положение будущего города, лесные, земельные и водные ресурсы, граф предложил построить в Хаджибее не только военный, но и торговый порт, что в будущем принесло бы городу большие доходы. Строительство города и порта было возложено на де Рибаса.
22 августа 1794 года были заложены фундаменты гавани для гребных судов — и пристани. В тот же день на углу нынешних улиц Ланжероновской и Ришельевской был основан первый дом. Однако турецкое название города резало слух, и Зубов приказал поискать в архивах более звучное наименование. Оказалось, что прежде вблизи крепости находилось греческое поселение Одиссос. В январе 1795 года Екатерина повелела: «Пусть же Хаджибей носит древнеэллинское название, но в женском роде — Одесса».
На строительство города и порта губернатор исправно выделял из доходов Новороссийского края сотни тысяч рублей и ни в чем не отказывал градоначальнику. В своих письмах де Рибае писал, что Зубов «был и продолжает быть меценатом этого дивного предприятия». В благодарность первую пристань одесского порта назвали Платоновским молом.
Персидский проект
Другим важным для России делом, за которое взялся Платон Зубов, был так называемый Персидский проект. Интерес к персидским делам вырос не на пустом месте. Дело в том, что в 1783 году между Россией и Грузией был заключен договор, по которому Грузия подпадала под покровительство Российской империи. Это вызвало резкое озлобление Персии с Турцией, равно как и граничащих с Грузией мусульманских ханств. В 1785 году Омар-хан с 20 тысячами дагестанских воинов напал на Кахетию и вынудил царя Ираклия II платить выкуп. Помощи от России тогда не поступило. Но самым страшным ударом для Грузии было нашествие Аги-Мохаммеда-хана в 1795 году, ставшего в 1796 году шахом и укрепившего власть над всей Персией.
В Санкт-Петербурге поняли, что могут навсегда потерять Грузию, контроль над Закавказьем и прикаспийскими землями. Тогда Зубов представил императрице свой план: овладеть Персией, дойти до Индии и окружить турок. Армия Суворова должна была подойти к Стамбулу через Балканы, а Екатерина II, находясь лично на флоте с Платоном Зубовым, должна была осадить турецкую столицу с моря.
Суворов отказался участвовать в походе, и Екатерина II тут же назначила главнокомандующим Валериана Зубова. Ему было всего 25 лет, но он уже прославился при взятии Бендер и Измаила. Потеря ноги не повлияла на его решительность. Возглавляли поход прославленные «орлы»: Булгаков, Римский-Корсаков, Апраксин, Платов, Бенигсен.
В начале мая армия прибыла к Дербенту. Атака русских не принесла желаемых плодов, но двухдневная бомбардировка стен поколебала дух защитников крепости. 10 мая на крепостной стене появился белый флаг, а униженный Шейх-Али-хан явился в русский лагерь с повешенной на шее саблей. Он был объявлен пленником, а Дербент вошел в состав Российской империи.
Императрица пожаловала Валериану Зубову чин генерал-аншефа и назначила его наместником Кавказского края. Дорога к Тегерану была открыта. Но внезапная смерть императрицы внесла важные коррективы.
В декабре 1796 года император Павел I приказал всем полкам возвратиться в прежние границы России. Валериан Зубов тут же сложил с себя звание главнокомандующего и удалился в Курляндию. Платон Зубов еще долгое время был при дворе, только с 1814 года удалился от власти и поселился в своем имении Янишки Виленской губернии.
А несчастная Грузия снова была предоставлена собственной участи, и только смерть Аги-Мохаммеда избавила ее от нового нашествия.