Найти в Дзене
Загадки истории

В постели с царем #5.3/В будуаре императоров/3.Хищники у трона

В будуаре императоров 3.Хищники у трона В XVIII веке в России все госу­дарственные проекты решались возле трона императоров. Путь к трону был непрост, и далеко не каждой выдающейся лично­сти выпадал такой случай. В годы правления Екатерины Великой место ее фавори­та почти официально было при­равнено к высокой государствен­ной должности. Являясь как бы законным мужем императрицы, светлейший князь оценивал фа­воритов государыни и давал на них «разрешение». Затянувший­ся отъезд Потемкина и военные действия на юге России сделали возможным для многих придворных выставить свои канди-датуры. Среди них были отставной секунд-майор Преображенского полка Казаринов, барон Менгден и выдающийся храбрец Милорадович — все молодые красавцы. Судьба улыбнулась Платону Зубову — став­леннику фельдмаршала Николая Салтыкова. Платоническая любовь императрицы Еще восьмилетним ребенком Платон был записан сержантом в Семеновский полк. В 1788 году он находился в действующей армии, воевавшей в Финляндии, и че
Оглавление

В будуаре императоров

3.Хищники у трона

В XVIII веке в России все госу­дарственные проекты решались возле трона императоров. Путь к трону был непрост, и далеко не каждой выдающейся лично­сти выпадал такой случай.

В годы правления Екатерины Великой место ее фавори­та почти официально было при­равнено к высокой государствен­ной должности. Являясь как бы законным мужем императрицы, светлейший князь оценивал фа­воритов государыни и давал на них «разрешение». Затянувший­ся отъезд Потемкина и военные действия на юге России сделали возможным для многих придворных выставить свои канди-датуры. Среди них были отставной секунд-майор Преображенского полка Казаринов, барон Менгден и выдающийся храбрец Милорадович — все молодые красавцы. Судьба улыбнулась Платону Зубову — став­леннику фельдмаршала Николая Салтыкова.

Екатерина II была женщиной страстной и любвеобильной
Екатерина II была женщиной страстной и любвеобильной

Платоническая любовь императрицы

Еще восьмилетним ребенком Платон был записан сержантом в Семеновский полк. В 1788 году он находился в действующей армии, воевавшей в Финляндии, и через год был произведен в секунд-ротмистры, что соответствовало чину капитана. По рекомендации Салты­кова весной 1789 года Зубов был переведен в придворный полк и на­значен командиром над конногвардейским отрядом, несущим караул в Царском Селе.
В июне того же года Платон Зубов командовал конвоем, сопрово­ждавшим Екатерину во время ее поездки из Санкт-Петербурга в Цар­ское Село. Он так красовался возле кареты государыни, что был за­ мечен ею и приглашен на обед. Затем государыня отправила Платона к лейб-медику Роджерсону, а потом к «пробир-фрейлине» Протасовой. Получив заверения в здоровье и мужских достоинствах претендента, императрица «ненароком» встретилась с Зубовым в парке Царского Села и от­вела его в мавританскую баню, где лич­но убедилась в телесной красоте нового претендента.
1 июля (по старому стилю) бывший фаворит Дмитриев-Мамонов оставил апартаменты Зимнего дворца и уехал в Москву. Тем же вечером Зубов был приглашен Екатериной на игру в кар­ты, был представлен ею узкому кру­гу близких людей. Когда игра закончи­лась, Екатерина, взяв Платона под руку, направилась к дверям своей спальни. Видимо, справился со своей задачей Зубов недурно, так как на следующий день из ротмистра стал полков­ником гвардии и флигель-адъютантом, еще через сутки обнаружил в ящике письменного стола 100 тысяч рублей золотом и 25 тысяч ас­сигнациями. Зубову было 22 года, а Екатерине — 60. Придворные не очень волновались из-за появления Зубова в роли фаворита, называя его «мотыльком-поденкой», но вскоре поняли, что ошиблись. Ему суждено было стать последним фаворитом императрицы. После смер­ти Потемкина Зубов занял все государственные посты князя. Для но­ворожденной Одессы фигура Платона Александровича оказалась зна­чительной.

Валериан Зубов, брат Платона, был храбрым и энергичным военачальником и тоже пользовался благосклонностью Екатерины II
Валериан Зубов, брат Платона, был храбрым и энергичным военачальником и тоже пользовался благосклонностью Екатерины II

Меценат Одессы

Во время Русско-турецкой войны 1787-1791 годов на пути Суво­рова, следовавшего в сторону Бендер, стояла старая крепость Хаджибей. На рассвете 13 сентября 1789 года она была взята отрядом графа де Рибаса и казаками во главе с атаманом Головатым. После подписа­ния в 1791 году мирного договора в Хаджибее началось строительство новой крепости.
Однако после заключения Ясского мира многие жители Балкан ста­ли беженцами. «Греческий проект» уже был запущен, поэтому Екатери­на решила создать из Хаджибея приют «для единоверных нам народов, страдающих под турецким игом, преи­мущественно же греков». В 1794-м уже строили город-крепость, разделенный на два участка, — военный и греческий.
Губернатор Новороссии Зубов дал поручение де Рибасу собрать сведения о том крае: «Привезите с собой замет­ки и все чертежи этой местности, кото­рые Вы сочтете нужными для представ­ления импе-ратрице. Хорошо бы знать Ваше мнение по поводу того, что следу­ет предпринимать в будущем для разви­тия этих мест».
Изучив выгодное положение буду­щего города, лесные, земельные и во­дные ресурсы, граф предложил постро­ить в Хаджибее не только военный, но и торговый порт, что в будущем принесло бы городу большие доходы. Строительство города и порта было возложено на де Рибаса.
22 августа 1794 года были заложены фундаменты га­вани для гребных судов — и пристани. В тот же день на углу нынеш­них улиц Ланжероновской и Ришельевской был основан первый дом. Однако турецкое название города резало слух, и Зубов приказал по­искать в архивах более звучное наименование. Оказалось, что прежде вблизи крепости находилось греческое поселение Одиссос. В январе 1795 года Екатерина повелела: «Пусть же Хаджибей носит древнеэл­линское название, но в женском роде — Одесса».
На строительство города и порта губернатор исправно выделял из доходов Новороссийского края сотни тысяч рублей и ни в чем не от­казывал градоначальнику. В своих письмах де Рибае писал, что Зу­бов «был и продолжает быть меценатом этого дивного предприятия». В благодарность первую пристань одесского порта назвали Платонов­ским молом.

Платон Зубов стал фаворитом Екатерины в 22 года и благодаря хитрости и интригам в течение многих лет играл при дворе заметную роль
Платон Зубов стал фаворитом Екатерины в 22 года и благодаря хитрости и интригам в течение многих лет играл при дворе заметную роль

Персидский проект

Другим важным для России делом, за которое взялся Платон Зу­бов, был так называемый Персидский проект. Интерес к персидским делам вырос не на пустом месте. Дело в том, что в 1783 году между Россией и Грузией был заключен договор, по которому Грузия подпадала под покровительство Российской империи. Это вызвало резкое озло­бление Персии с Турцией, равно как и граничащих с Грузией мусуль­манских ханств. В 1785 году Омар-хан с 20 тысячами дагестанских во­инов напал на Кахетию и вынудил царя Ираклия II платить выкуп. Помощи от России тогда не поступило. Но самым страшным ударом для Грузии было нашествие Аги-Мохаммеда-хана в 1795 году, ставше­го в 1796 году шахом и укрепившего власть над всей Персией.
В Санкт-Петербурге поняли, что могут навсегда потерять Гру­зию, контроль над Закавказьем и прикаспийскими землями. Тогда Зубов представил императрице свой план: овладеть Персией, дойти до Индии и окружить турок. Армия Суворова должна была подойти к Стамбулу через Балканы, а Екатерина II, находясь лично на флоте с Платоном Зубовым, должна была осадить турецкую столицу с моря.
Суворов отказался участвовать в походе, и Екатерина II тут же на­значила главнокомандующим Валериана Зубова. Ему было всего 25 лет, но он уже прославился при взятии Бендер и Измаила. Потеря ноги не повлияла на его решительность. Возглавляли поход прослав­ленные «орлы»: Булгаков, Римский-Корсаков, Апраксин, Платов, Бенигсен.
В начале мая армия прибыла к Дербенту. Атака русских не при­несла желаемых плодов, но двухдневная бомбардировка стен поколе­бала дух защитников крепости. 10 мая на крепостной стене появил­ся белый флаг, а униженный Шейх-Али-хан явился в русский лагерь с повешенной на шее саблей. Он был объявлен пленником, а Дербент вошел в состав Российской империи.
Императрица пожаловала Валериану Зубову чин генерал-анше­фа и назначила его наместником Кавказского края. Дорога к Тегера­ну была открыта. Но внезапная смерть императрицы внесла важные коррективы.
В декабре 1796 года император Павел I приказал всем полкам воз­вратиться в прежние границы России. Валериан Зубов тут же сложил с себя звание главнокомандующего и удалился в Курляндию. Платон Зубов еще долгое время был при дворе, только с 1814 года удалился от власти и поселился в своем имении Янишки Виленской губернии.
А несчастная Грузия снова была предоставлена собственной уча­сти, и только смерть Аги-Мохаммеда избавила ее от нового наше­ствия.

ПОДПИШИСЬ И ЧИТАЙ ДАЛЬШЕ :)