От Telegram канала "🧠Переключатель мышления"
Метод взят из книги Психология влияния (Роберт Чалдини)
Оказывались ли вы в такой ситуации, когда чувствуете себя должником перед просящим человеком? Скорее всего, да и происходит это потому, что все мы взаимодействуем по одному и тому же правилу.
В этом посте будет:
- Как увеличить свои чаевые
- В каких сферах правило не работает
- Как манипулировать людьми
- Какая ловушка вас ждёт
- Как применять правило в действии
Вся эта техника основана на том, как поставить человека в чувство обязанности. Если человеку была оказана услуга, то он чувствует себя обязанным «отплатить той же монетой», то есть сделать что-то ради того, кто ему чем-то помог.
Давайте рассмотрим на конкретном примере:
команда американских исследователей провела эксперимент, в ходе которого учёные выяснили, что клиенты чаще и больше оставляли чаевые официанту, если он угощал их мятными конфетами, когда выносил счёт. Во время исследования гости ресторана были поделены на три фокусные группы:
Первая группа получала по одной мятной конфете от официанта, который ничего не говорил про эти угощения, в результате чего чаевые увеличились примерно на 3 %.
Вторая группа получала по две конфеты, и при этом официант говорил им: «Кто-нибудь хочет мятные конфеты напоследок?» В этой группе чаевые увеличились на 14 %.
В третей группе посетители получали счёт, в котором было несколько мятных конфет, а после официант подходил с банкой мятных конфет и говорил гостям, что специально для них он может ещё дать несколько конфет. В результате чаевые в третей группе выросли на 21%.
Где лучше не применять это правило?
Лучше не применять это правило в сфере отношений. Если вы будете давать своему партнёры всю на блюдечке, то, как правило, он этого ценить не будет. я не говорю, что не нужно ничего давать. просто нужно знать: (когда?) (сколько?) (и за что?).
В книге были приведены старые примеры, где экспериментатор отправил людям письма с поздравление на рождество. И в результате он получил кучу писем с поздравлениями от совершенно незнакомых ему людей.
Сейчас же, если провести эксперимент с отдачей за подписки в Instagram, то отклик будет около 3%, то есть, если вы подпишетесь на 1000 аккаунтов, то в ответ подпишутся на вас только 30.
Происходит это потому, что люди меняются. Выросло поколение X, выросло поколение Z, и в людях не так развито чувство долга, как раньше.
Где применить?
Не смотря на то, что люди стали менее обязанными за услугу правило взаимного обмена продолжает работать. Помните тот пример про официантов? Так вот он был проведён относительно недавно, а именно в 2014 году.
Так что можете спокойно применять правило, как способ манипуляции людьми. Но главное - не попадитесь сами в эту коварную ловушку.