«Википедия дает следующую трактовку понятия обыватель:
1. Ограниченный человек с мещанскими взглядами. Отрицательную окраску слово приобрело после революции 1917 года.
2. Житель какой-нибудь местности. Первоначальное, ныне устаревшее, значение, образованное от обывать — «обитать, проживать».
3. В пассионарной теории этногенеза — тихий человек, полностью приспособленный к окружающему ландшафту, человек с нулевым уровнем пассионарности.
4. Официальное название представителя двух групп сословий в Российской империи:
городские обыватели (почётные граждане, купцы, мещане (также посадские), ремесленники (также цеховые);
сельские обыватели (крестьяне, поселяне)».
Даже если принять все эти четыре определения понятия обывателя, все равно получается, что большая часть народонаселения нашей страны (да и всего мира, пожалуй) – это обыватели. То есть, обычные люди без особых амбиций и стремлений, занятые в течение всей жизни только тем, что думают как прокормиться самим и прокормить свои семьи… Ну и, конечно, по мере сил и возможностей стараться жить не в землянках и дощатых строениях (под мостами или в палатках), а в более или менее приличных жилищах хоть с каким-нибудь примитивным уровнем удобств (чтобы не нужно было по нужде выходить на улицу и справлять ее под открытым небом – для некоторых людей это несбыточная мечта).
Понятно, что под понятие обыватель нельзя подвести олигархов и высших и высоких чиновников – это власти и вершители судеб, разговор не о них.
А разговор о тех, кто составляет основу народонаселения нашей (и не только) страны. И, конечно, на многомиллионное население России у многих миллионов людей именно из этой общественной группы найдется много общих черт характера, надежд и стремлений к улучшению своего жизненного состояния без революционных потрясений.
И на самом деле внутри этой большой общественной группы населения найдется у людей немало точек соприкосновения взглядов, общих позиций, отношения к текущим событиям внутри страны и за ее рубежами.
Ну вот, казалось бы до икоты надоели уже бывшие популярные актеры и шоумены (и шоуменши), которые агрессивно и настырно прямо толкают нас в объятия того или иного рекламодателя с экрана ТВ. Причем, у Урганта от работы с Альфа-банком вырастает на руке шестой палец, банк ВТБ завлекает примитивными стишками и странным трясущимся видом бывшего камедиклабщика Семена Слепакова, от Сергея Безрукова уже сводит зубы с его Совкомбанком… и откровенно достал своей настырностью Сергей Гармаш втюхивая народу услуги Почтабанка.
Эти бывшие знаменитости и в Интернете нас достают, и в телефоне… и порой уже в дальних закоулках нашего сознания начинает закипать ярость и от их вида… и от их высказываний.
Видимо, чтобы оставаться в обойме отечественных СМИ, скудоумная Настя Ивлеева решила оригинальным образом развлечь околоэстрадную российскую тусовку, затеяв постановку шоу трансвеститов (может быть, она была здесь в главной роли – уж больно трансвеститная у нее внешность). Конечно, уже на этапе репетиций посыпались во все инстанции гневные письма граждан.
И вот какое вся эта мерзость имеет значение для российского обывателя? Что зритель может получить от созерцания мужиков, пляшущих в женских одеждах? А что об этом подумают дети и подростки?
Как-то не думается об этом в высших властных сферах нашей страны… А у пионеров двадцатого века была гайдаровская «Школа» и «РВС»…
Нынче нет среди детских писателей гайдаров и не стоят в ряд новые герои уже двадцать лет развивающегося в нашей стране капитализма. Уходит из школ дополнительное образование, похоже, что скоро за кружки и секции нужно будет платить. Неужели и членство в Российском движении школьников и в «Юнармии» тоже будет платным? Похоже, все к этому идет.
Иван ТРОФИМОВ
Фото из открытого доступа.