Африканцы и афроамериканцы (а также французские чернокожие натурщики), как выясняется, на протяжении 20 века чрезвычайно интересовали русских и советских художников.
Какого же рода был этот интерес?
***
Что именно является самым известным изображением чернокожего в русском искусстве -- точно сказать нельзя. Но я начну с того, что было им, по крайней мере, в моем окружении, когда я училась в университете -- картина Роберта Фалька его раннего, авангардистского периода.
А теперь давайте рассмотрим историю негритянской тематики в русском искусстве по хронологическому порядку.
Картина, традиционно выдаваемая экскурсоводами (см. Довлатов) за портрет арапа Петра Великого, Абрама Петровича Ганнибала, им быть не может, потому что изображает мундир и ордена, у означенного Ганнибала никогда не имевшиеся.
Один из первых образцов -- целиком западноевропейская иконография, традиция портретов "с арапчонком" (о которой я подробно писала здесь).
Затем появляются романтические картины 1-й пол. 19 века, Для светского портрета в 19 веке арапчонок как атрибут уже был достаточно устарелым предметом, но Россия, как обычно, шла с некоторым отставанием, и поэтому этот одушевленный знак роскоши все еще встречается в картинах.
Хм. Похоже, что это была фишка только Карла Брюллова. Любопытно.
А, вот еще парочку других авторов нашла, но из той же компании.
А вот это в интернетах числится как "Владимир Гау. Портрет Натальи Гончаровой-Пушкиной. 1841. ГРМ", но я думаю, что тут явная ошибка в имени модели: это не может быть вдова Пушкина, по внешности не похожа, возраст слишком молодой, да и не стали бы ей арапа на заднем плане пририсовывать, это насмешка какая-то была бы.
Обратите внимание, что арап в мундире.
Возможно, это человек, работавший на очень престижной должности Арап высочайшего двора. Любопытно, что Романовым прислуживали даже афроамериканцы (т.е. приехавшие из США в 19 веке).
Однако, как вы видите, в приведенных выше картинах арапы не являются главной темой изображения, они лишь второстепенные фигуры, которые даже можно не заметить иногда, если специально не вглядываться. Время для того, чтобы люди другой расы стали главной темой картин, наступит позже. В общем-то, и во Франции, которая тогда была самой передовой по темам, это произойдет лишь к концу 19 века. До этого во французской живописи они будут встречаться в обилии, но лишь как яркие экзотические атрибуты гаремных сценок, мускулистые слуги белокожих одалисок.
В России, в отличие от Парижа, такого обилия чернокожих натурщиков, не имелось, так что на карандаш они нашим художникам, скажем прямо, не напрашивались. С другой стороны, у наших и не было психологического блока насчет "гадкой" низшей расы, в отличие от западноевропейцев. Однако, чтобы увидеть такую натуру, нашему художнику в большинстве случаев требовалось покинуть зону комфорта, оказаться заграницей. Русские картины с изображениями чернокожих -- это практически всегда подчеркнутая инаковость, другой мир.
Самой ранней русской картиной такого рода, видимо, стоит считать полотно Репина. Но увы, в нем нет ничего "русского", это совершенно стандартная ориенталистическая картина во французском духе с обычными атрибутами из сувенирной лавчонки. Написана Репиным во время жизни в Париже. Впрочем, если мы вглядимся в лицо девушки, то станет полегче: в нем нет сусального любования экзотической красотой, оно весьма характерно.
А вот еще из 19 века, более интересное.
Отдельную крупную группу составляют изображения арапов и арапчонков, фактически являющиеся театральными костюмами "блэкфейс", т.е. для загримированных белых людей. Сейчас это политкорректно осуждается, но в ХХ веке было достаточно распространенным явлением. А для русского Императорского балета, в общем, и особо выбора-то и не было, чай, не в Чикаго располагался театр, неоткуда брать неславян.
Любопытный материал дают поездки художников непосредственно на "черный континент". Малоизвестны, но весьма колоритны ранние работы Кузьмы Петрова-Водкина на эту тему.
Более известна серия, выполненная Александром Яковлевым. Известна, в том числе, потому, что он выполнил какое-то совершенно невероятное количество зарисовок, и их очень много на рынке и в музеях. Выкладываю сюда лишь несколько работ.
Такой же "глянцевый" этнографический стиль у Серебряковой, в ее "марроканском цикле" (там много подходящих изображений, беру лишь некоторые).
Давайте взглянем теперь на авангардистов. У Фалька, помимо упомянутого выше "Негра", есть и чуть более поздняя картина, изображающую Амру - девушку из смешанной русско-африканской семьи. Амра была увезена отцом в Париж и стала натурщицей, причем очень известной: позировала и Пикассо, и Матиссу.
Перейдем сейчас к "парижской школе", к уроженцам Российской империи, для которых Париж стал второй родиной и мастерской. Это одни из самых талантливых и сильных произведений на рассматриваемую нами тему, за счет высокого уровня художников. Характерна для них и другая черта: для Парижа 1-й пол. ХХ века африканцы, в общем-то, стали повседневностью. Их внешность, конечно, щекотала взор художников, привлекая своей яркостью, но уже не была экстраординарной, суперэкзотичной. Зато эта привычка взгляда позволяла художникам обратить внимание на другие параметры изображения.
Эмигранты, поселившиеся в краях со смешанным населением, по идее, должны были бы тоже писать чернокожих как яркую повседневность. Но вот полотно Фешина -- и мне кажется, тут все то же удивление от чужой эстетики, красивая картинка. (А вот в изображении американских индейцев, мне кажется, ему удалось от этого освободиться).
Более поздние, впрочем -- все-таки поглубже у него.
Известным художником стал сын Шаляпина Борис. Очень нравится мне этот его портрет, на котором изображен популярный джазовый музыкант Телониус Монк. Он станет обложкой журнала Time, но в масле выглядит круче, чем в полиграфическом итоговом варианте.
Еще эмигрант, только не известный у нас: Владимир Третчиков (Vladimir Tretchikoff, 1913-2006), с родителями оказался в Харбине, а в 1946 году обосновался в ЮАР. Прославился изображениями азиатских красавиц, есть и африканские. (Вокруг него очень странная кампания раздута в интернете, пишут, что он очень знаменит и почти также успешен как Пикассо, гм).
Давайте посмотрим, что творилось в Советском Союзе.
На основе рисунка мы можем сделать вывод, что Дейнека был в турпоездке. В общем, это нормально: где еще наблюдать советскому художнику такую натуру? Только если они сами приедут.
Наше время уже брать не буду, разучились рисовать совсем.
Подпишитесь на мой канал об искусстве на яндекс-дзене. Или лучше, чтобы ничего не пропускать, подписывайтесь на мой телеграм-канал, у меня всегда столь же весело и жизнерадостно. А еще у меня инстаграмм есть про красивое искусство.