В середине сентября на Netflix вышел корейский сериал "Игра в кальмара", который неожиданно для всех стал мировым хитом. Шоу уже признано самым успешным неанглоязычным проектом Netflix и имеет все шансы стать самым популярным сериалом стриминга в истории.
Внимание! Спойлеры!
Кажется, весь мир сошел с ума: TikTok заполнили миллионы роликов по мотивам "Игры в кальмара". В Бельгии школьникам запретили смотреть сериал, чтобы они не повторяли опасные игры, а в России футбольный клуб "Спартак" представил команду в стилистике шоу в своем Инстаграм. При этом многие говорят о том, что в сериале нет ничего нового. Но в чем же тогда секрет его популярности?
Кратко о сюжете
Главный герой Сон Ки Хан живет с материю. Он игроман, который погряз в долгах из-за прогоревшего бизнеса. Ему не хватает денег даже на подарок на день рождения дочери. Коллекторы обещают вырезать почку, собственная семья презирает его, а матери требуется дорогостоящее лечение. Поэтому герой соглашается участвовать в игре, где 456 участников ставят на кон свои жизни ради выигрыша в 45,6 миллиарда вон. Это 38,5 миллионов долларов США.
Игры на выживание
Несмотря на то, что "Игра в кальмара" стала самой громкой премьерой осени, многие обвиняют сериал во вторичности. Кто-то вспоминает прошлогоднюю японскую дораму "Алиса в Пограничье", где герои играют на выживание в параллельном мире, и франшизу "Голодные игры", где такая игра узаконена и отказаться от нее нельзя. Ну а самое очевидное сравнение – культовый японский фильм "Королевская битва", о школьниках, которых заставляют сражаться друг с другом на отдельном острове. Кроме того, некоторые зрители заявили о прямом плагиате фильма "Страшная воля богов", в котором школьники тоже играют в разные варианты детских игр, но в их случае организаторами выступают мистические существа, а призом становится выживание.
Однако обвинять "Игру в кальмара" во вторичности из-за сюжета о смертельных играх, как минимум, странно. Западный и, тем более, азиатский кинематограф переполнен подобными фильмами, сериалами и аниме. Жанр "игра на выживание" существует давно и у него даже появились свои каноны и правила. Чаще всего, это социальная критика в жутких декорациях. Например, серия фильмов "Куб" и повторяющий его идею хит 2019 года "Платформа". А идею показать общество в миниатюре начинает еще "Повелитель мух". Кроме того, создатель "Игры в кальмара" не скрывает, что вдохновлялся целым пластом аниме, манги и экранизаций на эту тему. Например, это "Ганц", "Игра в лжецов" и "Кайдзи. Хроники азартных игр".
При этом, яркую цветовую гамму и гротескное изображение насилия сериал, очевидно, позаимствовал у культового британского шоу о мировых заговорах "Утопия" (2013). А комиксовая абсурдность площадок для игр напоминает китайский хит "Планета зверей", в которой главный герой, чтобы спастись от долгов, играет в смертельную камень-ножницы-бумага на корабле.
История создания
Как же среди множества конкурентов "Игра в кальмара" стала такой популярной? Автор сериала Хван Дон Хек начал писать сценарий еще 10 лет назад и ему даже пришлось продать ноутбук, так как ему было не на что жить. Уже позже он снимает исторический эпос "Крепость Намхансансон", популярный комедийный сериал "Мисс Бабуля" и социальную драму "Суровое испытание", которая рассказывает о реальных случаях физического и сексуального насилия в школе для глухих. Фильм вызвал такой резонанс, что послужил основой для законопроекта, отменяющего срок давности для преступлений на сексуальной почве против несовершеннолетних и людей с инвалидностью.
Поэтому неудивительно, что в новом шоу Хван Дон Хек удалось соединить обличительный пафос социального кино и напряженную атмосферу триллера, разбавили это трогательными сценами единения людей в страшной ситуации.
"Игра в кальмара" далеко не самый жестокий представитель азиатского кинематографа. Бесчеловечность происходящего здесь подчеркивается нарочито инфантильной стилистикой игр. Яркие и чистые цвета, гробы, похожие на коробки с подарками (подобными той, что главный герой дарит дочери), – все это создает необходимый контраст и заставляет острее переживать происходящее.
Главной звездой сериала стала модель Хо Ен Чон, играющая беженку из Северной Кореи.
Тем не менее, на ее месте достаточно легко представить другую актрису. А вот смотреть сериал без блистательного О Ён Су было бы невозможно. В начале шоу он представляется глуповатым плутом. Это архитепический образ не только для азиатского, в основном гонг-конского кино, но и для мирового кинематографа в целом. На его место легко представить Чарли Чаплина, что сразу делает эту роль намного сложнее.
Игрок под номером 456 оказывается куда более глубоким персонажем. В его прошлом – участие в кровопролитной забастовке, где на его глазах погиб коллега, депрессия и подлинное презрение к себе. Ли Джон Джо удалось сыграть удивительно естественно: чего только стоит его улыбка.
Его актёрская игра вытягивает подчас абсурдные, затянутые сцены. Например, когда он переступает через себя, пытается обмануть напарника по играм в шарики.
Проблема бедности
Самое простое объяснение, почему "Игру в кальмара" посмотрело столько людей, – это "Халлю", то есть волна популярности корейской культуры. Индустрия развлечений, дорамы и k-pop, приносит стране утренней свежести денег не меньше, чем экспорт косметики и технологий. Но все гораздо сложнее: каждый месяц выходит множество новых дорам, многие из них на Netflix, но до этой осени ни одна из них не становилась настолько популярной.
Дело в том, что "Игра в кальмара", как и другой южнокорейский хит "Паразиты", рассказывает не только о корейских, но и об общемировых проблемах. При этом он использует уже закрепившиеся за корейским кинематографом клише: серьезные социальную проблематику, жесткость и насилие (вспомним "Олдбоя"), яркий и броский визуальный ряд. Это помогает западному зрителю не запутаться в непривычных именах и незнакомых названиях.
При этом, в сериале многое становится понятным только если вы хоть что-то знаете о Южной Корее. Это не правила детских игр. В этой стране очень остро стоит проблема кредитов и банкротства. Даже многие местные айдолы несмотря на огромные гонорары первые годы карьеры выплачивают долги родителей.
Все дело в том, что Корея – страна с невероятной конкуренцией. И это проявляется еще в школе. Институт репутации здесь очень силен и банкротство – это не только финансовые проблемы, но и социальная стигма. Поэтому уровень самоубийств здесь один из самых высоких в мире.
Конкуренция
Участники игры на выживание, запертые на острове и вынужденные идти на любые жертвы ради денег, – это молодые корейцы, воющие за рабочие места. Южная Корея отрезана от остальной Азии, поэтому у ее граждан островное мышление. Они не могут так просто переехать, поэтому должны работать на износ.
Также в Корее один из самых высоких коэффициентов разницы между доходами беднейших и богатейших слоев населения. И даже хорошее образование не гарантирует успех: уровень безработицы среди молодежи составляет 22%. Кроме того, за чертой бедности живет огромное количество пожилых людей.
Загадочные ВИП-гости в масках зверей, наблюдающие за играми ради развлечения, – не просто условные пресытившиеся богачи, которые изнывают от скуки. Это Чеболи – крупнейшие бизнесмены страны, которые сначала помогали развиваться экономике, а сейчас стали объектами социальной критики из-за злоупотребления властью.
Строгая система правил внутри игры – это жесткое давление коллектива на любого корейца. До недавнего времени даже обед в одиночку здесь осуждался обществом.
В сериале нашли отражение такие особенности, как обязательный призыв в армию. Даже k-pop звезды проходят службу. Культура демонстрации личного успеха (вспомните, как много в шоу говорится, что игрок 218 закончил Сеульский университет) и строгое подчинение старшим по возрасту и званию.
Причиной такого сложного устройства современного корейского общества многие считают конфуцианство, которое попало в Корею из Китая. Его принципы легли в основу законодательства и юриспруденции, а нормы и некоторые постулаты этого учения стали моральными ориентирами. Преданность, доброжелательность и почитание старших – в современной Корее это превратилось в нормализацию биллинга в школах и офисах. Символом этого порядка становится игрок 001: пожилой мужчина вызывает жалость и главным герой берет его под опеку. Но в финале мы узнаем, что вся страшная система была создана именно им.
Понятие "хан"
Главным ключом к пониманию сериала становится понятие "хан". Иногда его переводят как "горечь обид", иногда как "коллективную грусть и печаль целого народа". Его часто сравнивают с русской тоской, но оно менее пассивное и обязательно связано с реакцией на несправедливость.
В корейском кино оно имеет важное значение, ведь первая половина ХХ века была ознаменована борьбой с жестокой оккупацией со стороны Японии, чьи военные преступления можно сравнить только с преступлениями нацистской Германии. Затем страну разделила Гражданская война, а после корейцы боролись с диктаторами.
Сейчас главной проблемой Кореи является поляризация общества, порождающая социальную несправедливость и угнетение. Именно "хан" испытывает главный герой в конце сериала, когда решает сражаться против организаторов игр. Подобное переживает "хан" показано и в "Олдблой", и в "Поезде в Пусан".
Символом того, что герой из жертвы превращается в мстителя, становится то, что он перекрашивает волосы в красный цвет. Это внутренняя ярость, которой он наконец дает выход, найдя в себе силы пойти против системы.
Общество в миниатюре
В отличие от большинства других проектов об играх на выживание, "Игра в кальмара" показывает несовершенство игровой системы. Даже внутри по-военному строгой и анонимной структуры находится место коррупции. Охранники похищают тела раненых игроков и в обход правил занимается нелегальной торговлей органами.
Сам остров с площадками для игр – это общество в миниатюре. Ведущий искренне верит, что дает всем игрокам равные шансы на победу, у них даже есть возможность выйти из игры, но это лишь иллюзия. Герои теряют ее, как только свинья-копилка наполняется купюрами. Деньги и азарт удерживают игроков сильнее охранников с автоматами. Не зря в старой комнате распорядителя мы видим "Теорию желаний" Жака Лакана. Этот французский философ полагал, что человеческий мир формируется в изначальном соперничестве с другими. Смертельно опасные детские игры оказываются пусть и простой, но крайней яркой иллюстрацией этой мысли.
Возможно, поэтому весь мир обсуждает "Игру в кальмара". Несмотря на огромное количество линий, актуальных именно для Южной Кореи, главными темами здесь стали именно общечеловеческий проблемы: свободна выбора, социальная несправедливость и настоящая близость между людьми. Кроме того, мы любим идентифицировать себя с героями и воображать, как бы мы поступили в подобных ситуациях. И даже если вам не понравилось шоу, вы точно задумались, стоит ли денежная независимость вашей человечности.
А что вы думаете об "Игре в кальмара"? Оправдал ли сериал ваши ожидания? Делитесь мнением в комментариях!