– Алябьев? Пф! Конечно знаю! Это тот, который «Соловья» написал! – поразил меня своими познаниями сын. Оказалось, это все, что он знал о знаменитом композиторе.
На днях мы съездили с ним на мою малую родину – в милый, славный Тобольск. Пользуясь этим редким случаем, решили посетить обновленную Базарную площадь и сквер, посвященный Александру Алябьеву.
Услышав такой незамысловатый ответ на вопрос о том, кто такой Алябьев, я сочла своим родительским долгом ликвидировать этот досадный пробел в его знаниях.
– Драматической судьбы был человек, – начала я. Потомок старинного дворянского рода, сын Тобольского губернатора, герой войны с Наполеоном и да, автор знаменитого «Соловья». Помимо этого, он, правда, написал еще несколько сотен произведений, но только «Соловей» принес ему мировую славу.
Сначала жизнь складывалась удачно: папа – уважаемый губернатор. Он очень успешно ведет дела в Тобольске, развивает промышленность и судоходство, покровительствует первому театру в Сибири и много чего делает еще. Позже его назначают сенатором, и семья переезжает в Санкт-Петербург, затем в Москву. А несколько лет спустя жизнь музыканта рушится из-за недоразумения.
Вечер, изменивший судьбу
В роковой для него вечер – 24 февраля 1825 года – за карточным столом он назвал шулера подлецом и дал ему пощечину. Через три дня тот умер. Причиной стала болезнь, а вовсе не то происшествие. Но Алябьева обвиняют в его смерти и сажают в тюрьму.
– Да ладно?! Но это же бред! – смотрю, сын уже присел на скамейку и гуглит.
– Вот и он не поверил, что все серьезно, и с легким сердцем отправился в тюрьму. Думал, ну разберутся же и выпустят. Однако судебное разбирательство длилось три года. Именно в этот темный период его жизни рождается самая светлая музыка. «Соловей» в том числе. Его произведения звучат не только в России, но и за рубежом. Но имя композитора в афишах упоминать запрещено.
Вина Алябьева так и не была доказана. Тем не менее, его лишили дворянства, знаков отличия и … сослали в Сибирь. Он расхохотался: вот она, злая ирония! Поехать в ссылку на родину, где он провел лучшие свои годы.
Алябьев скучает. По столице, светской жизни и своей любимой Кате (Екатерине Римской-Корсаковой). Чтобы хоть как-то скрасить пребывание в провинции, он сочиняет музыку, организует военный оркестр, выступает с концертами. В это время рождаются лучшие его романсы: «Вечерний звон», «Иртыш» и другие. Тогда же, помимо романсов, он пишет и церковную музыку. Она в основном осталась неизданной.
Тобольск принимает Алябьева, он становится популярен, но мечтает о Москве. Композитор хочет известности не местной, а российской. Позже, когда его переправили в Оренбург, жену местного губернатора упрекнули в том, что она приглашает на свои вечера ссыльного. Та за словом в карман не полезла: «Я полагаю, России повезло, что у нее есть такие преступники. Вдвойне же повезло Сибири и Уралу, куда этих негодников сослали и где благодаря им, наконец, возникло культурное общество».
Кстати, благодаря оренбуржскому губернатору в 1835 году он все-таки получает разрешение уехать в Московскую губернию. До этого Николай I, не любивший композитора, отказывал ему в этом праве. Итого: 10 лет ссыльной жизни вдали от дома, от любимой женщины.
– Подожди, и что, они так и не встретились?
– Встретились и прожили еще 10 лет. Он любил ее всю жизнь. А пожениться они смогли только когда ему было 53, а ей 37.
Мы еще раз посмотрели на Алябьева, один из нас другими глазами, огляделись вокруг. Славное, тихое место – а ведь именно здесь, в приходе церкви Захария и Елизаветы, почти 200 лет назад проживал ссыльный композитор. Жил, страдал, любил и писал свою музыку. Ту, которая так отзывалась в сердцах его современников.
Автор: Наталья Фатина