Найти тему
Рекадро

Внутренние коммуникации по-новому

Оглавление

Как повлияли изменения последних двух лет на систему внутренних коммуникаций/

О внутренних коммуникациях говорят почти все конференции, посвященные управлению персоналом и эффективности бизнеса. Некогда «само собой разумеющееся» направление сегодня встало во главе угла: оказывается, оно влияет и на результативность, и на текучесть, и на безопасность бизнеса. Мы знали это и так, но менеджмент ощутил это особенно остро во время всеобщего перехода на дистанционный режим работы. Как повлияли эти изменения на систему внутренних коммуникаций в компании, мы рассматриваем в исследовании «Построение эффективных внутренних коммуникаций в российских компаниях», проведенном в августе этого года.

Популярные инструменты

Один из важных вопросов во внутренних коммуникациях – эффективность применяемых инструментов. Мы спросили у предприятий, какие инструменты они используют и какие из них считают наиболее эффективными.

Самыми часто применяемыми инструментами в опрошенных нами компаниях являются электронная почта (e-mail-рассылки), офлайн-конференции, встречи, собрания и внешние мессенджеры (whatsapp, viber, telegram и т.п.), внутренний сайт компании (корпоративный портал), виртуальные собрания и встречи.

Реже всего компании используют радио, благотворительные и эко-мероприятия, аудиоролики, послов ценностей.

Отмечая эффективность инструментов, компании наиболее высоко оценили e-mail-рассылки, внешние мессенджеры и мобильное приложение.

Наиболее низкие оценки по эффективности получили радио, корпоративное ТВ (собственный ТВ-канал) и подкасты.

Сегодня компании больше используют онлайн-каналы коммуникаций – соотношение, по итогам опроса, более чем в два раза чаще в пользу онлайн. Почти треть опрошенных компаний при этом считают наиболее эффективным равное использование офлайн и онлайн-инструментов, 48% склоняются в пользу превалирования онлайн-каналов, 28% - в пользу офлайн.

Организация внутренних коммуникаций в компаниях

Чаще всего за внутренние коммуникации отвечают выделенный департамент или специалист, руководители и HR-служба/специалист, а вовлечены в построение и развитие внутренних коммуникаций руководители и HR-специалисты.

Исследовательский центр Рекадро. Вовлеченность и развитие внутренних коммуникаций
Исследовательский центр Рекадро. Вовлеченность и развитие внутренних коммуникаций

Эффективность построения внутренних коммуникаций в компаниях

Внутренние коммуникации должны решать ряд задач, но только 6% компаний отметили, что решаются все из них: реже всего внутриком дает результат в поддержке культуры изменений, выявлении и нейтрализации внутренних факторов негативного воздействия на результаты бизнеса, проведении мероприятий в рамках режима кризисных коммуникаций. Чаще всего внутренние коммуникации помогают проинформировать сотрудников и получить от них обратную связь.

Более половины респондентов отмечают при этом, что внутренние коммуникации организованы в их компании эффективно или скорее эффективно. Среди компаний, в которых выделена отдельная служба или специалист по внутренним коммуникациям, процент позитивных оценок еще выше, хотя назвать разницу определяющей нельзя.

Исследовательский центр Рекадро. Эффективность работы с внутренними коммуникациями
Исследовательский центр Рекадро. Эффективность работы с внутренними коммуникациями

Оценить влияние использования конкретных инструментов корпоративных коммуникаций на их эффективность сложно, но в аналитике были выявлены некоторые закономерности: так, значительный процент компаний (более 60%) считает эффективными коммуникации при использовании и при этом неэффективными при неиспользовании следующих инструментов: внутренний сайт компании, офлайн-конференции, цифровое рабочее пространство, внешние мессенджеры.

При этом те компании, в которых используются больше онлайн-каналы коммуникации, чаще оценивают внутренние коммуникации как эффективные.

Тренд роста значимости внутрикома за последние годы стал очевидным. Как это повлияло на бюджеты компаний? Рост бюджета на внутренние коммуникации наблюдается у 29% компаний, снижение – почти у 14%. У 15% опрошенных предприятий такого бюджета в принципе нет.

Вызовы для внутренних коммуникаций сегодня

С учетом произошедших изменений в организации работы предприятия часто вынуждены пересматривать форматы взаимодействия с сотрудниками и испытывают сложности в построении внутренних коммуникаций:

·         Чаще всего компании сталкиваются с последствиями перехода на дистанционный режим работы – это снижение качества внутренних коммуникаций, обратной связи от сотрудников, ухудшение горизонтальных связей, нарушение времени рабочей коммуникации, неустойчивость ценностей, корпоративной культуры, снижение качества и результативности работы;

·         Почти треть предприятий отмечают низкую вовлеченность сотрудников и отсутствие интереса к контенту;

·         26% компаний не хватает ресурсов на построение внутренних коммуникаций;

·         23% работают с актуальными трендами баланса «работа-жизнь» и благополучия;

·         22% испытывают на себе негативный эффект омниканальности;

·         16% компаний работают над полной или частичной перестройкой внутренних коммуникаций в связи со сменой поколений;

·         Перед 11% компаний стоит задача диджитализации, а 7% - напротив – возвращают внутренние коммуникации в офлайн.

-3

Компании развивают внутренние коммуникации, расширяя набор инструментов, что во многом стало возможно благодаря переходу в онлайн-формат: именно онлайн-инструменты сегодня являются доступным и комфортным решением для коммуникаций. Но эффективность работы по построению взаимодействия с сотрудниками по-прежнему вызывает вопросы: проблемы и боли, которые встречаются на пути к успешным корпоративным коммуникациям, пока не удается «вылечить» с помощью простых рецептов, и недостатки дистанционного режима работы продолжают оказывать негативное влияние на результаты бизнеса.

Больше о современных внутренних коммуникациях читайте в выпуске журнала HR-мудрость "ЭФФЕКТИВНЫЕ КОММУНИКАЦИИ"