Найти тему

Точечные меры не помогут развитию ИЖС в регионах

Недавно Правительство объявило о выделении новых субсидий на застройку села в регионах. Однако такие точечные меры не только не помогают решить жилищную проблему, но даже усугубляют ее.

Владимир Бондаренко, вице-президент Союза сельских строителей России
Владимир Бондаренко, вице-президент Союза сельских строителей России

Развитие экономики невозможно без предварительного разрешения острых проблем в социальной сфере. К таким в первую очередь относится проблема жилья в регионах, решить которую нельзя без структурных изменений и согласованных действий власти, бизнеса и общественных организаций.

Одним из вариантов может быть инновационный проект создания социального кластера развития социально-экономического пространства и индустрии нового поколения по решению проблемы жилья для социально значимых групп населения.

Но сначала обратимся к содержанию самого понятия кластера. Термин «кластер» в переводе с английского языка означает «пучок, кисть, совокупность, скопление». В общем понимании – это совокупность элементов, которая имеет определенные свойства для решения поставленных задач.

Для социального кластера характерны те же преимущества, какими обладает, например, промышленный кластер. Это возможное увеличение сети поставщиков социальных услуг и потребителей, упрощенный доступ к отечественному и международному рынку труда и капитала. Сюда же можно отнести сотрудничество с финансовыми организациями, которое способствует привлечению денежных средств на создание новых инвестиционных проектов социального назначения.

Важным преимуществом может служить активное сотрудничество с органами власти с целью защиты социальных интересов на законодательном уровне, а также получение всевозможных льгот и субсидий. На стадии создания социальных кластеров органы власти должны оказывать значительную помощь, что может проявляться в виде кластерных инициатив, координации процесса создания кластера, предоставления финансовых и административных ресурсов, создания новых социально-экономических мотиваций.

В настоящее время в России, в социальном аспекте, целью функционирования кластеров является ускорение формирования современной социальной среды, отвечающей требованиям цивилизации начала XXI века. Сегодня в условиях регионов эти требования относятся как к уровню жизни, характеризующему степень удовлетворения материальных потребностей граждан, так и к комплексной характеристике качества жизни и жилищных условий.

Государство дистанцировалось от решения проблем создания современной социальной среды, т. к., во-первых, не имеет для этого необходимого количества ресурсов, а во-вторых, не может достаточно эффективно использовать выделяемые средства. В силу этих причин повышение уровня качества жизни только с помощью государства не будет достигнуто.

Однако государство дистанцировалось от решения этих проблем, т. к., во-первых, не имеет для этого необходимого количества ресурсов, а во-вторых, не может достаточно эффективно использовать выделяемые средства. В силу этих причин повышение уровня качества жизни только с помощью государства не будет достигнуто.

Реальными возможными партнерами государства для выполнения конкретных мер и мероприятий по повышению уровня качества жизни могут быть:

- бизнес как деловое сообщество;

- вузы, НИИ и иные научные структуры как научное сообщество;

- некоммерческие организации.

Причем каждый из этих партнеров имеет свои собственные индивидуальные особенности и может быть использован в различных ситуациях или обстоятельствах.

Использование кластерной технологии способно обеспечить повышение результативности управления процессом решения проблемы жилья в регионе за счет более рационального распределения всех видов ресурсов, роста числа организаций социальной инфраструктуры региона, быстрого распространения нововведений в их работе, повышения уровня удовлетворенности населения качеством услуг здравоохранения, образования, жилищно-коммунального хозяйства, культуры, досуга.

В условиях перехода от традиционного к инновационному пути развития весомым фактором в росте конкурентоспособности экономики на макро- и микроуровнях в целом, а также повышения уровня инновационного потенциала в частности, становится формирование кластерного подхода к управлению инновационным развитием.

Кластерный подход как альтернатива традиционному отраслевому подходу на сегодняшний день требует формирования качественно новых условий хозяйствования, нацеленных на объединении бизнес-структур в инновационно-технологические комплексы, путем активизации взаимовыгодного сотрудничества. Формирование кластерной системы как базиса инновационного развития должно способствовать повышению эффективности инновационной политики в сфере экономики и промышленности.

Решению проблемы жилья государственные органы уделяют большое внимание, существуют соответствующие программы, выделяются бюджетные средства для обеспечения жильем отдельных социальных групп граждан, но пока эффективность применяемых мер низка. Причины:

1. в регионах отсутствует скоординированная политика достижения максимальной выгоды от предпринимаемых мер;

2. выделяемые средства используются с низкой эффективностью;

3. предлагаемый регламент контроля за расходованием бюджетных средств на эти цели малоэффективен;

4. общественные организации, призванные работать в тесном сотрудничестве с госорганами, не имеют достаточных прав и мало влияют на принятие решений и окончательные результаты проводимых мероприятий;

5. отношения бизнеса и администраций неэффективны, постоянно находятся в зоне повышенного коррупционного внимания, а проводимые конкурсы и аукционы проблемы не решают.

-2

Все эти негативные проявления не помогают в решении жилищной проблемы, а усугубляют ее. Они могут быть устранены, или их воздействие на конечный результат снижено при создании социального кластера регионального значения.

Жилищно-строительный кластер отличается от других типов объединений тем, что объединяет всех участников процесса производства конечной строительной продукции от поставщиков сырья до потребителей конечного продукта, включая сферу обслуживания и специализированную инфраструктуру.

Жилищно-строительный кластер, по нашему мнению, это крупное объединение географически локализованных в рамках региона строительных предприятий. Это могут быть поставщики материальных, трудовых, научных и инвестиционных ресурсов, а также необходимого бизнес-сообщества, которое имеет общую стратегию активизации инвестиционной деятельности для производства конкурентоспособной строительной продукции (объектов жилого назначения), обладающей совокупностью технических, экономических и эстетических свойств с целью удовлетворения потребностей населения в комфортном и доступном жилье.

Одной из ключевых целей формирования и развития жилищно-строительного кластера является удовлетворение потребности населения в новом жилье. Жилищно-строительный кластер является разновидностью отраслевых кластеров с преобладанием горизонтальных связей между участниками.

Наличие задач социального плана при правильно созданной структуре и налаженных связях между участниками обеспечит прогнозируемый объем строительства и финансирование отдельных объемов, за счет бюджетного финансирования. Координатором формирования и функционирования кластера может стать некоммерческая организация под условным названием «Координационный совет кластера».

-3

К основным задачам формирования регионального, социального, жилищно-строительного кластера можно отнести:

1. формирование переговорной площадки для участников инвестиционного строительного комплекса;

2. выработка для всех участников принципов вертикальной интеграции;

3. разработка и принятие экономической модели, обеспечивающей эффективное использование бюджетных средств, выделяемых государством на решение жилищной проблемы для отдельных социальных групп населения, создание возможностей для участников программ накопления своих денежных средств и использование их с максимальной выгодой;

4. разработка единых стандартов качества строительной продукции, контролирование выполнения работ с целью получения современного, качественного жилья по доступным ценам и экономной его эксплуатации;

5. решение проблемы подготовки кадров для жилищно-строительного кластера;

6. повышение эффективности строительного производства за счет:

• снижения производственных издержек;

• повышения качества управления;

• повышения эффективности системы сбыта;

• реализации стратегии диверсификации;

• модернизации производственной базы.

Многоквартирная застройка хороша для бизнеса, хороша для отчета, но не является панацеей, более того – создает предпосылки для больших проблем социальной значимости. Это испытали на себе развитые

Договорные отношения заказчиков и подрядчиков в этой сфере регулируются нормами Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), который содержит довольно строгие правила о порядке исполнения контрактов.

В частности, закон перечисляет закрытый список оснований для пересмотра сторонами его условий.

На момент возникновения обсуждаемой проблемы законодательство о контрактной системе попросту не содержало оснований для внесения изменений в контракт, обусловленных таким удорожанием строительных материалов.

При этом юридические последствия неисполнения контракта подрядчиком для ведения им дальнейшей хозяйственной деятельности имеют крайне неблагоприятный характер: исполнителю контракта грозит перспектива включения сведений о нем в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее – РНП). Данная мера предусмотрена ст. 95 и 104 Закона о контрактной системе и заключается в почти полном запрете на участие в государственных и муниципальных закупках на срок два года. Другой способ выхода из ситуации – исполнение контракта «в минус», что может привести к невозможности обеспечить финансовые обязательства перед другими контрагентами, выплатить заработную плату и т. п. Надо сказать, что оба сценария могут привести к банкротству компании.

Важная задача – создание доступного финансового инструмента для населения региона. Государство сосредоточило свое внимание на ипотеке как инструменте помощи для нуждающихся в жилье граждан, а что делать остальным, не имеющим возможности взять кредит?

Проектируя высококомфортную жилую среду для человека, необходимо учитывать большое количество разнообразных требований и факторов, влияющих на качество человеческое жилье. При этом основополагающим принципом является учет природно-климатических условий, социально-психологических факторов, архитектурно-строительных, экономических и других требований. Чрезвычайно остро сегодня стоят и экологические проблемы.

Еще одна задача – создание доступного финансового инструмента для населения региона. Государство сосредоточило свое внимание на ипотеке как инструменте помощи для нуждающихся в жилье граждан, а что делать остальным, не имеющим возможности взять кредит?

На таких территориях положение дел усугубляется развалом местной стройиндустрии, ветхостью жилого фонда и резким увеличением платы на его содержание за счет роста энерготарифов. Именно это население должно получить особое внимание власти в виде альтернативных инструментов финансовой поддержки, создания индустрии строительства малоэтажного жилья нового поколения, основанной на инновационных решениях.

В странах Европы широко распространены строительные сберегательные кассы (ССК), в России это жилищные накопительные кооперативы (ЖНК), работающие по Федеральному закону № 215 от 1 апреля 2005 года. Пока эффективность работы этих институтов невысока, и этому есть ряд объяснений. Прежде всего первые ЖНК были малочисленными, создавались в крупных городах, часто все активы вкладывали в долевое строительство, чем вызывали скандалы и споры в кооперативах.

Законодатель при формировании закона допустил ряд неточностей, системных ошибок и не учел сложившиеся разночтения тарификации услуг госорганов. Все это привело проблемам в развитии ЖНК, хотя есть ряд хорошо работающих кооперативов. Как правило, успешные ЖНК работают в регионах, где они пользуются поддержкой местных администраций, охватывают большие территории, имеют большую численность кооператоров.

Стабильность работы им обеспечивают договоры о сотрудничестве с местными строительными предприятиями, которые соглашаются проводить пересчет вносимых денежных сумм в квадратные метры,по текущим ценам, сохраняя их потенциал, уберегая их от инфляции. Результаты успешно работающих кооперативов говорят об их эффективности.

Учитывая, что в регионах и на сельских территориях нет других вариантов решения проблемы жилья, стоимость получаемой денежной помощи рекордно низка, удобна и доступна для всех категорий граждан, такой вариант нуждается во внимании и применении. Учитывая, что ЖНК является некоммерческой организацией социальной направленности, необходимо установить соответствующие отношения с местными администрациями.

Предлагается формировать ЖНК по территориальному принципу, с созданием наблюдательного совета, куда обязательно должны входить члены регионального правительства и представители законодательных органов. Развитие региональных ЖНК, создание благоприятного, экономического климата в регионах, позволит уйти от «серых» и «черных» схем финансирования строительства жилья в регионах, а это миллиарды неучтенных платежей работы «диких» строительных бригад. Они, как правило, работают без договоров и без гарантий, а все расчеты ведутся в наличной форме.

Сегодня в РФ строится более 40 млн кв. м малоэтажного жилья и большая часть построенного выполнена без договоров, с оплатой наличными, а это уже цифры стратегического значения. По планам Минстроя РФ объемы строительства жилья должны прирастать «малоэтажкой» как минимум на 20–30 млн кв. м жилья в год!

Так что программа развития деятельности ЖНК – это уже не просто социальный проект, а проект большого экономического содержания. Важен фактор наличия территории перспективной застройки, который будет стимулировать участников ЖНК на принятие решений по месту жительства, по перспективе развития их жизни и будущего детей.

Необходимо законодательно закрепить обязанность властей регионов по бесплатному выделению земельных участков под перспективную застройку для ЖНК в соответствии с программами строительства жилья. Должны быть определены сроки и бюджеты для их развития.

Это должны быть площади для строительства 500 домов и более, что позволит создать перспективу по созданию инфраструктуры в поселениях, обеспечению их современными благами цивилизации.

Это комплексная задача, и ее решение должно быть организовано совместными усилиями бизнеса, государства и общественных организаций региона.

Только такой синтез позволит решить проблемы жилья для социально значимых групп населения, можно будет организовать системную замену старого жилого фонда на современное жилище и обеспечить население комфортным, современным, экологическим жильем по доступным ценам.

Больше материалов рубрики «Строительство»

Все ссылки СЕКТОР МЕДИА ниже.

Ждем в удобном для вас формате:

ВКОНТАКТЕ

ФЕЙСБУК

ИНСТАГРАМ

ОДНОКЛАССНИКИ