Наши представления о жизни не идеальны. Иногда требуется коррекция. В таких случаях по общему правилу применяется «бутерброд».
Герой спектакля «Ханума»[1] по мотивам водевиля Авксентия Цагарели восклицает:
«Из двух бед выбирают обед».
Заедая стресс, следует проявлять осторожность. Праздник живота – это горе желудка, тяжесть для кишечника и геморрой для…
«Бутерброд» подразумевает, что для того, чтобы установить с человеком контакт, его сначала надо похвалить. При желании всегда можно найти повод сказать человеку несколько добрых слов.
Человек раскрывается, проникается к нам доверием, и тогда… наносится разящий удар критики!
Нет, конечно – нет! Такое можно сделать один раз, может быть, – два… После этого мы будем вызывать у собеседника стойкую аллергию.
Известная максима констатирует:
Можно много раз дурачить одного человека. Можно несколько раз обмануть всех. Но невозможно всегда обманывать всех.
На самом деле, и одного человека не получится обманывать всегда. Любое терпение когда‑то иссякает и лопается.
Позитивная мотивация – хорошее дело. Особенно, – в отношении детей. Они ещё не настолько испорчены материальным, что для поощрения иногда вполне хватает улыбки.
Однако, наверное, нет родителя, который хотя бы раз в жизни не воскликнул во время проверки домашнего задания:
«Почему ты делаешь все из‑под палки? Это надо мне или тебе? Ты для кого учишься: для себя или для меня?»
Ребенку хочется сказать:
«Конечно для тебя. Мне эта учеба нафиг не нужна».
Но ко времени, когда такой диалог возможен, ребенок уже понимает, что среди взрослых не принято говорить то, что думаешь и надо думать о том, что говоришь.
«Я учусь для себя…» – гнусавит дитя, давясь от горького привкуса собственных слов.
«Ну, так и учись!» – восклицает родитель, и экзекуция приобретением знаний продолжается.
Ребёнок продолжает зубрить, потому что на этом настаивают взрослые, а взрослых нужно слушаться. Взрослые давят на ребенка не потому, что верят, что когда‑то в жизни ему понадобится формула Бойля‑Мариотта[2], а в силу того, что подспудно верят в справедливость фразы:
«No pain, no gain – Нет боли, нет доли».
«Что легко приходит, легко уходит».
«Добро должно быть с кулаками».
Однако, бывает, что, как говорится, – иногда, корм явно не в коня.
«Не идет шайба в ворота», – восклицает в отчаянии комментатор хоккейного матча.
«Пойми, студент, сейчас к людяЯм надо помягше. А на вопросы смотреть ширше. Вот ты думаешь, это мне дали пятнадцать суток? Это НАМ дали пятнадцать суток. А для чего? Чтобы ты вёл среди меня разъяснительную работу, а я рос над собой! Ну ладно, давай, бухти мне, как космические корабли бороздят… [зевает] Большой театр. А я посплю», – говорит отрицательный герой положительному герою в кинокомедии «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика»[3].
Что сделал Шурик?
Шурику пришлось отказаться от средств позитивной мотивации и выпороть… засранца. Решительно, но без злобы. Исключительно за дело, без личной мести.
Эффект превзошёл ожидания.
Так что же делать, когда вас просят побухтеть, как космические корабли бороздят просторы Большого театра?
Ответ прост: смотреть «Приключения Шурика» и делать выводы.
Есть и более продвинутый ответ.
Евангелии от Матфея (гл. 7, ст. 6): «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами и, обратившись, не растерзали вас».
Это слова из Нагорной проповеди.
Вопрос: «Margaritas ante porcos – Маргаритас анте поркос – Жемчуг перед свиньями»?
Ответ: «Нет!»
В любой книжечке по самосовершенствованию, построению отношений и тому подобное – говорится, что надо уметь говорить «нет!» Стратегия – это выбор того, что вы НЕ делаете. Умейте говорить «нет». Позаботьтесь о вашей стратегии!
[1] Музыкальный спектакль Ленинградского Большого драматического театра. Режиссёр – Георгий Товстоногов. Премьера состоялась в 1972 году. Спектакль выдержал 300 представлений, в 1978 году был записан для телевидения, доступен в интернете.
[2] На всякий случай: pV=C. При постоянных температуре и массе газа произведение давления газа на его объем постоянно.
[3] Кинокомедия 1965 года, режиссер – Леонид Гайдай, 70 миллионов зрителей.