Найти тему

Стратегия - это умение говорить "нет!"

Наши представления о жизни не идеальны. Иногда требуется коррекция. В таких случаях по общему правилу применяется «бутерброд».

Герой спектакля «Ханума»[1] по мотивам водевиля Авксентия Цагарели восклицает:

«Из двух бед выбирают обед».

Заедая стресс, следует проявлять осторожность. Праздник живота – это горе желудка, тяжесть для кишечника и геморрой для…

«Бутерброд» подразумевает, что для того, чтобы установить с человеком контакт, его сначала надо похвалить. При желании всегда можно найти повод сказать человеку несколько добрых слов.

Человек раскрывается, проникается к нам доверием, и тогда… наносится разящий удар критики!

Нет, конечно – нет! Такое можно сделать один раз, может быть, – два… После этого мы будем вызывать у собеседника стойкую аллергию.

Известная максима констатирует:

Можно много раз дурачить одного человека. Можно несколько раз обмануть всех. Но невозможно всегда обманывать всех.

На самом деле, и одного человека не получится обманывать всегда. Любое терпение когда‑то иссякает и лопается.

Позитивная мотивация – хорошее дело. Особенно, – в отношении детей. Они ещё не настолько испорчены материальным, что для поощрения иногда вполне хватает улыбки.

Однако, наверное, нет родителя, который хотя бы раз в жизни не воскликнул во время проверки домашнего задания:

«Почему ты делаешь все из‑под палки? Это надо мне или тебе? Ты для кого учишься: для себя или для меня?»

Ребенку хочется сказать:

«Конечно для тебя. Мне эта учеба нафиг не нужна».

Но ко времени, когда такой диалог возможен, ребенок уже понимает, что среди взрослых не принято говорить то, что думаешь и надо думать о том, что говоришь.

«Я учусь для себя…» – гнусавит дитя, давясь от горького привкуса собственных слов.

«Ну, так и учись!» – восклицает родитель, и экзекуция приобретением знаний продолжается.

Ребёнок продолжает зубрить, потому что на этом настаивают взрослые, а взрослых нужно слушаться. Взрослые давят на ребенка не потому, что верят, что когда‑то в жизни ему понадобится формула Бойля‑Мариотта[2], а в силу того, что подспудно верят в справедливость фразы:

«No pain, no gain – Нет боли, нет доли».

«Что легко приходит, легко уходит».

«Добро должно быть с кулаками».

Однако, бывает, что, как говорится, – иногда, корм явно не в коня.

«Не идет шайба в ворота», – восклицает в отчаянии комментатор хоккейного матча.

«Пойми, студент, сейчас к людяЯм надо помягше. А на вопросы смотреть ширше. Вот ты думаешь, это мне дали пятнадцать суток? Это НАМ дали пятнадцать суток. А для чего? Чтобы ты вёл среди меня разъяснительную работу, а я рос над собой! Ну ладно, давай, бухти мне, как космические корабли бороздят… [зевает] Большой театр. А я посплю», – говорит отрицательный герой положительному герою в кинокомедии «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика»[3].

Что сделал Шурик?

Шурику пришлось отказаться от средств позитивной мотивации и выпороть… засранца. Решительно, но без злобы. Исключительно за дело, без личной мести.

Эффект превзошёл ожидания.

Так что же делать, когда вас просят побухтеть, как космические корабли бороздят просторы Большого театра?

Ответ прост: смотреть «Приключения Шурика» и делать выводы.

Есть и более продвинутый ответ.

Евангелии от Матфея (гл. 7, ст. 6): «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами и, обратившись, не растерзали вас».

Это слова из Нагорной проповеди.

Вопрос: «Margaritas ante porcosМаргаритас анте поркос – Жемчуг перед свиньями»?

Ответ: «Нет!»

В любой книжечке по самосовершенствованию, построению отношений и тому подобное – говорится, что надо уметь говорить «нет!» Стратегия – это выбор того, что вы НЕ делаете. Умейте говорить «нет». Позаботьтесь о вашей стратегии!

Умение говорить "нет" важнее, чем склонность соглашаться со всем и всеми, и говорить "да"
Умение говорить "нет" важнее, чем склонность соглашаться со всем и всеми, и говорить "да"

[1] Музыкальный спектакль Ленинградского Большого драматического театра. Режиссёр – Георгий Товстоногов. Премьера состоялась в 1972 году. Спектакль выдержал 300 представлений, в 1978 году был записан для телевидения, доступен в интернете.

[2] На всякий случай: pV=C. При постоянных температуре и массе газа произведение давления газа на его объем постоянно.

[3] Кинокомедия 1965 года, режиссер – Леонид Гайдай, 70 миллионов зрителей.